16+
Четверг, 12 декабря 2024
  • BRENT $ 73.38 / ₽ 7578
  • RTS767.75
6 декабря 2016, 12:06 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Обзор инопрессы. Победа в Сирии вернет России статус великой державы

Лента новостей

Военные успехи вновь сделают Москву глобальным игроком на Ближнем Востоке, считает автор агентства Bloomberg

Кадр из видео взлета истребителя с авианосца «Адмирал Кузнецов».
Кадр из видео взлета истребителя с авианосца «Адмирал Кузнецов». Фото: Минобороны РФ/Reuters

В то время как Дональд Трамп считает главной задачей разгром «Исламского государства», а не военную поддержку оппозиционных группировок, ведущих борьбу против сирийского лидера Башара Асада, Владимир Путин решительно выбивает повстанцев из их последней цитадели Алеппо, пишет Bloomberg. Воздушные атаки на эту древнюю торговую столицу Сирии могут в корне изменить ситуацию и превратить потенциальный политический тупик, в который Россия могла попасть, в самый большой успех Кремля в этом регионе за последние десятилетия.

Военные успехи России, пользующейся поддержкой Ирана, уже приносят ей дипломатические дивиденды. Турция, будучи членом НАТО, помогает Москве обойти США с флангов и вести переговоры с повстанцами о прекращении огня напрямую. В прошлом месяце Египет, крупнейший получатель американской военной помощи после Израиля, заявил о поддержке сирийской армии. Россия готовит послевоенный переход Сирии к правлению с сохранением Асада у власти, что в корне противоречит политическому курсу Белого дома, пишет агентство.

«Избрание Трампа открывает новую страницу, способную положить конец кровопролитной войне», — говорит лидер сирийской политической оппозиции Ранда Кассис. Ей отводят важную роль в переговорах по поводу потенциальной сделки о разделении власти в стране. Кассис, которую администрация Обамы игнорировала из-за ее тесных связей с Кремлем, в октябре встретилась с сыном Дональда Трампа в Париже перед своей поездкой в Москву, где она провела переговоры по ближневосточным проблемам с представителем Владимира Путина.

Во время предвыборной кампании Трамп заявлял, что у США «есть проблемы побольше, чем Асад» и что, будь он президентом, он бы «разбомбил «Исламское государство». Он также заявлял, что в этой борьбе он готов координировать усилия с российским лидером, о чем администрация Обамы до сих пор отказывалась и разговаривать.

Выступая 4 декабря по российскому телевидению, Владимир Путин сказал, что глобальная структура силы возвращается к равновесию после провала попыток создать однополярный мир. Трамп также заявил о готовности рассмотреть снятие санкций, введенных в ответ на политику России в отношении Украины. Однако если избранный президент США будет и дальше вести дело к сближению, он столкнется с чудовищным сопротивлением спецслужб и внешнеполитического истеблишмента в Вашингтоне, а также со стороны рядовых членов своей партии, убежден советник Белого дома при президенте Джордже Буше Томас Грэм.

Между тем Путин не намерен дожидаться инаугурации Трампа 20 января, чтобы закрепить собственные успехи в Сирии, где за прошедшие шесть лет гражданская война привела к гибели 300 тысяч человек и превратила в беженцев половину 22-миллионного населения, продолжает агентство. На прошлой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия продолжит операции по вытеснению «террористов», окопавшихся в Алеппо, расположенном в 40 милях к югу от турецкой границы. 5 декабря глава МИД РФ объявил, что Москва ведет переговоры с Вашингтоном по предоставлению повстанцам в городе коридоров, чтобы покинуть Алеппо, и отверг предложение о прекращении огня как «провокационный шаг».

«Русские спешат создать ситуацию свершившегося факта, прежде чем Трамп придет в Белый дом», — говорит Бассма Кодмани, глава Высшего комитета по переговорам — сирийской политической группы, пользующейся поддержкой ряда стран, в том числе США, Турции и Саудовской Аравии. По ее словам, Россия и Асад рассматривают падение Алеппо как «окончательное военное решение», однако бои на этом не закончатся — взятие города лишь переведет противостояние в форму партизанской войны.

Москва ведет в Сирии запутанную игру, в которую вовлечены не только Турция, где президент Реджеп Тайип Эрдоган еще отходит от июльской попытки военного мятежа, но также Саудовская Аравия и Иран — непримиримые враги, поддерживающие противостоящие группировки. Однако Путин находит пути укрепления позиций России в регионе.

Заявление президента Египта Абдул-Фаттаха Ас-Сиси о поддержке сил Асада, сделанное в ноябре, противопоставило его Саудовской Аравии, главному благотворителю Египта, но одновременно позволило ему встать в один ряд с такими странами, как Алжир, Ирак, Ливан и Тунис.

«Впервые с начала восстания против Асада в 2011 году происходят изменения в геополитической, военной и политической сферах, играющие в пользу режима и его возможности одержать победу, — отмечает директор аналитического центра Ближнего Востока и Африки нью-йоркской организации Eurasia Group Айхам Камель. — Сирия — это всего лишь часть целей Путина на Ближнем Востоке, предусматривающих возвращение Кремлю позиций, которые ранее занимал Советский Союз».

30 ноября Путин сыграл ключевую роль в том, чтобы убедить саудовцев и иранцев отложить в сторону разногласия и договориться о сокращении добычи нефти впервые за восемь лет, напоминает агентство. В Ливии российский президент укрепляет связи с могущественным военным лидером генералом Халифой Хафтаром, который рассчитывает на поддержку России в борьбе с исламистскими группировками.

Бывший посол США в Сирии, а ныне сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока Роберт Форд считает, что Россия сегодня — это важный фактор и для Ирака, в основном благодаря деятельности контртеррористического центра, который Кремль создал в прошлом году в Багдаде с целью обмена разведывательной информацией с иранцами и иракцами. «20 лет люди не принимали во внимание Россию на Ближнем Востоке. Сегодня роль России в регионе, несомненно, возрастает», — заключает издание цитатой эксперта.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию