Какие «сюрпризы» готовит Лукашенко? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Выйдет ли Белоруссия, как сообщают СМИ, из ОДКБ и ЕАЭС? Ответ на этот вопрос, возможно, станет известен 3 февраля на большой пресс-конференции Александра Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, если верить утечкам в СМИ, собрался вывести страну из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), а возможно, даже из Союзного государства России и Белоруссии. Многое может проясниться в ходе его пресс-конференции, намеченной на 3 февраля.
Ранее стало известно, что Россия начала обустройство государственной границы с Белоруссией. Минск заявил, что Москва об этом не предупредила и что складывается впечатление о восстановлении полноценного контроля на белорусско-российской границе, отмененного более 20 лет назад. Как далеко может зайти обострение отношений — в комментарии Георгия Бовта.
Слухи о возможном демарше Лукашенко могут свидетельствовать как об уже сформировавшемся окончательном намерении, так и о попытке еще раз, прибегая уже к крайним мерам, попытаться надавить на Владимира Путина. Кремль даже предложил провести встречу лидеров 9 февраля, но ответа не получил.
Тревожный сигнал поступил еще в конце прошлого года, когда Лукашенко, не только не приехав на саммит ОДКБ и ЕАЭС, но и не прислав себе замены, не подписал Таможенный кодекс ЕАЭС. Такова была его реакция на встречу с Путиным в ноябре, в ходе которой не удалось разрешить ни одного разногласия между Москвой и Минском, которых имеется немало.
Уже год две страны Союзного государства не могут договориться об условиях поставки российского газа. Белоруссия должна «Газпрому» почти полмиллиарда долларов, но при этом требует снизить цену с 132 долларов до 73 долларов за тысячу кубометров. Нет договоренности как об объемах поставки нефти в Белоруссию из России, так и по объемам поставки нефтепродуктов обратно. Россия уже планирует сократить поставки нефти в Белоруссию, что ударит по заработкам союзной страны от экспорта нефтепродуктов в Европу, а Минск с 1 февраля повысил тарифы за российский нефтяной транзит через свою территорию.
Безрезультатные споры по пропускному режиму на белорусско-российской границе вылились в то, что Россия начала обустраивать ее в одностороннем порядке. Задерживается выделение Белоруссии очередного транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, резко обострились споры вокруг поставок через Белоруссию в Россию санкционной продукции. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт публично обвинил соседей в том, что те ведут себя в данном случае недобросовестно, уличив белорусские предприятия в ввозе в Россию контрабандного украинского мяса на более чем 100 млн долларов. В ответ он услышал от Лукашенко ругань и обвинения во лжи.
Судя по всему, и личные отношения двух президентов сейчас не на высоте. Видимо, доверие Кремля по отношению к Минску подорвала не только «контрабандная политика» в сфере санкционных продуктов, но и ряд явно демонстративных заявлений, по сути, в поддержку киевского режима в его противостоянии с Москвой. В отношении действий России на Украине из Минска не раз звучало слово «агрессия», а действия Украины, напротив, оценивались как борьба «за освобождение оккупированных территорий».
Однако до сих пор Кремль вел себя в отношении Лукашенко сдержанно. Неявка на декабрьские саммиты ОДКБ и ЕАЭС осталась без политических оценок, как и слухи о возможном уходе Белоруссии из организаций. Лишь некие анонимные источники дают понять через СМИ, что, мол, скатертью дорожка.
Возможно, Лукашенко вынет из рукава свой последний козырь. Это будет даже не удар по интеграционным планам на просторах СНГ и по их престижу — речь идет о военном сотрудничестве, прежде всего, о радиолокационной станции (РЛС) «Волга» недалеко от Барановичей. В начале 2000-х она фактически заменила ликвидированную ранее РЛС в латвийском Скрунде, встав на боевое дежурство в системе предупреждения о ракетном нападении. Введение станции позволило восстановить единое радиолокационное поле на западном и северо-западном направлениях. РЛС арендуется Россией по договору 1995 года сроком на 25 лет, однако никакие налоги в белорусский бюджет с нее не взимаются. Экспертная стоимость аренды составляет 7-9 млн долларов в год. В принципе, Минск может потребовать либо арендную плату, либо, пойдя на полный разрыв и скандал, ликвидации РЛС.
Недавно Александр Григорьевич сетовал, что Белоруссия от членства в ЕАЭС сейчас несет одни убытки: за последние два года товарооборот в союзе упал на более чем 50%. Однако эти убытки — ничто по сравнению с теми, которые режим Лукашенко может понести в случае полномасштабного разрыва с Россией: то, что в ЕС невнятные евробюрократы спускают с рук таким национал-популистам, как венгерский премьер Виктор Орбан, который периодически шантажирует Брюссель своим политическим «своеобразием», в Москве Лукашенко могут не простить. Тут правят люди, которые в этом смысле придерживаются более простой политической рефлексии.