16+
Среда, 11 декабря 2024
  • BRENT $ 73.06 / ₽ 7308
  • RTS765.45
9 февраля 2017, 04:15 ОбществоСМИ

«Вражьи голоса» пришли в «Настоящее время». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В США объявлено о начале вещания нового телеканала на русском языке, призванного бороться с «пропагандой Кремля». Ждать ли возобновления информационного противостояния, как в годы «холодной войны», или «стены в головах» — надежная защита?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Фомичев Михаил/ТАСС

На презентации, прошедшей в Вашингтоне во влиятельной неправительственной организации «Атлантический Совет», было официально объявлено о начале круглосуточного вещания нового телеканала на русском языке. Это совместный проект «Голоса Америки» и «Радио Свобода». Телеканал «Настоящее время» рассчитан на аудиторию как в России, так и в странах Балтии, Закавказья и Центральной Азии. Телевещание будет идти через кабельные и спутниковые сети, а также в социальных сетях.

Тестовое вещание канала «Настоящее время» началось два года назад. Основная цель проекта — противодействие тому, что на Западе называют «масштабной кампанией дезинформации», которую якобы ведут российские власти. В связи с чем чаще всего следуют нападки на телеканал Russia Today. Так что можно ожидать полномасштабной реанимации информационно-пропагандистского противостояния в духе «холодной войны», только уже на новом технологическом уровне. По мнению директора «Голоса Америки» Аманды Беннетт, «российская аудитория недовольна тем, что им показывают российские телеканалы», а новый проект, по ее словам, «будет показывать то, что происходит на самом деле». Ровно такая же аргументация была и в годы «холодной войны»: каждая сторона несла свою «правду», а «правду» другой стороны называла клеветой и пропагандой.

«Голос Америки» и «Радио Свобода» финансируются через правительственное агентство США — Совет управляющих по вопросам вещания. В 2016 году бюджет Совета на проекты по всему миру составил более 770 млн долларов. Из них 224 млн на «Голос Америки» и около 110 млн на «Радио Свобода». Для сравнения: бюджет Russia Today, по официальным данным, составил в прошлом году 13,7 млрд рублей.

Миссией Совета управляющих заявлено «поставлять достоверные новости и информацию стратегически значимым аудиториям зарубежных стран … и служить наглядным примером свободной профессиональной прессы». Правда, прошлой осенью редакционной политикой Совета выразил недовольство не кто иной, как Дональд Трамп. Его команда сочла, что в своем «антитрампизме» тот же «Голос Америки» превзошел даже такого медийного ненавистника миллиардера, как телеканал CNN. Впрочем, теперь, надо полагать, в этой части медийщики исправятся.

Канал «Настоящее время» рассчитывает на потенциальную аудиторию в 240 млн человек, до 160 млн в соцсетях. Пока штат канала, базирующегося, как в старые недобрые времена «холодной войны», в Праге, насчитывает около 100 человек, включая корреспондентов на местах. В пакетах кабельных каналов в России его нет. Однако он присутствует в 32 кабельных пакетах на Украине, в Молдове, Грузии, в других постсоветских странах, а также в Германии и Израиле, где велика русскоязычная диаспора.

Первый конфликт с RT уже состоялся: якобы именно по жалобе «Настоящего времени» о нарушении авторских прав RT была временно ограничена в возможностях публиковать на своей англоязычной странице посты, картинки и видео в конце января.

Самый пикантный вопрос, конечно, в том, будут ли канал «Настоящее время» блокировать аналогично тому, как глушили в советское время «вражьи голоса». Не обязательно делать это грубо. К примеру, передачи «Радио Свобода» до середины «нулевых» ретранслировали многие региональные станции, у которых она выкупала время. А затем, как по команде, прекратили. С ноября 2012 года эфирное вещание «Свободы» вообще прекращено, осталось лишь в интернете. Вступили в силу ограничения для вещательных компаний с иностранным капиталом. В 2015 году на несколько месяцев прекращал вещание телеканал CNN. То были ограничения по рекламе для кабельных каналов, то не оказалось вещательной лицензии.

В случае с «Настоящим временем», скорее всего, методы запрета и блокировки будут тоже оставлены на крайний случай. Во-первых, такие действия вызовут ответные меры против той же RT. Во-вторых, если дойдет до грубой блокировки, то это, видимо, будет означать, что информационное противостояние уже переросло в нечто более серьезное, и стало совсем не до сантиментов. И наконец, в-третьих, со времен «холодной войны» произошли большие перемены в российском массовом сознании. Оно сегодня имеет довольно сильную прививку от той политической риторики и той информации, которая поступает с Запада. В этом смысле подтверждается известный тезис, что самые прочные и высокие стены — не те, что строят на земле, а те, которые проходят в головах. Так что если кто из охранителей уже обеспокоился «Настоящим временем», то информационные угрозы с его стороны явно не стоит преувеличивать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию