Готовившие теракт в Москве получили на троих 29 лет
Лента новостей
Трое участников подготовки теракта в Москве проведут в колонии от трех до 14 лет. С объектом нападения сторонники радикального ислама определиться не успели — их задержали сотрудники ФСБ
Московский окружной военный суд 14 февраля вынес приговор по делу о подготовке теракта в Москве. Взрыв должен был прогреметь осенью 2015 года в людном месте, предположительно на автобусной остановке. Однако готовившие его сторонники радикального ислама были задержаны сотрудниками ФСБ. Представшие перед судом Аслан Байсултанов и Эльман Ашаев получили 14 и 12 лет лишения свободы. Мохмад Межидов за хранение компонента бомбы проведет в колонии три года.
Во время оглашения приговора с троих подсудимых, уроженцев Чечни, так и не сняли наручники. Они старались сохранять оптимизм и оживленно переговаривались в бронированной клетке-аквариуме, пока ждали судью. Для того чтобы озвучить сроки, судье потребовалось не больше 40 минут. Он не стал перечислять все обстоятельства дела, а также доказательства вины, а озвучил лишь вводную и резолютивную части приговора.
Согласно материалам дела, двое из троих подсудимых, Аслан Байсултанов и Эльман Ашаев, были сторонниками радикального ислама. Они вступили в террористическое сообщество джамаат «Кавказский дом» — подразделение организации «Исламское государство». Его руководитель Шамиль Чергизов поручил единомышленникам подготовить теракт в Москве. Сам он позже, в октябре 2015 года, был уничтожен в Старопромысловском районе Чечни.
Взрыв должен был прогреметь на какой-нибудь автобусной остановке. Целью же террористов была дестабилизация обстановки в стране и прекращение военной операции в Сирии, направленной на борьбу с ИГИЛ. Прежде чем отправиться в Москву, Байсултанов на протяжении двух лет проходил религиозную и боевую подготовку в Египте и Турции, а также успел принять участие в диверсионно-террористических акциях боевиков в Сирии.
Как установила ФСБ, деятельность террористов финансировалась в том числе из-за рубежа: часть средств пришла из Турции, а 380 тысяч рублей Байсултанов получил на центральном рынке Гудермеса от своего сообщника на аренду квартиры и покупку всех необходимых компонентов. Однако свой преступный умысел злоумышленники не успели воплотить в жизнь: 12 октября их задержали в Москве, в съемной квартире в Стрельбищенском переулке.
Стоит отметить, что Мохмад Межидов, пустивший соотечественников переночевать, «не был уведомлен о планируемых ими действиях». Однако ему предъявили обвинение в незаконном хранении боеприпасов — электродетонатора, который должен был стать компонентом бомбы.
Оглашая приговор, судья лишь несколько подкорректировал обвинение. Он переквалифицировал действия Межидова с ч. 3 на ч. 2 ст. 222 УК РФ, решив, что тот совершил хранение боеприпасов группой лиц по предварительному сговору, а не в составе организованной группы. Это позволило назначить подсудимому более мягкое наказание, чем просил прокурор: вместо пяти лет он был осужден на три года колонии.
Байсултанов и Ашаев были осуждены за участие в террористическом сообществе, участие в организации, которая была признана судом террористической, незаконное изготовление взрывных устройств, а также незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств, (ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 205, ч. 3 ст. 223.1, ч. 3 ст. 222.1 УК РФ).
Им суд также назначил немного более мягкое наказание, чем требовал гособвинитель, — 14 и 12 лет лишения свободы. Отбывать срок они будут в колонии строгого режима. В качестве дополнительного наказания первый выплатит штраф в размере 400 тысяч рублей, а второй — в размере 350 тысяч рублей. Ранее прокурор требовал для каждого из двоих фигурантов на два года больше — 15 и 14 лет заключения.
В ходе судебного процесса, который занял ровно два месяца, Межидов полностью отрицал свою вину, заявляя, что не знал о планах своих земляков, а детонатор просто «видел». Двое других подсудимых признали вину частично. Как утверждал защитник Эльмана Ашаева, его клиент попал в уголовное дело только потому, что приходится родственником убитому Шамилю Чергизову, за которого вышла замуж его троюродная сестра. По словам адвоката, Чергизов использовал Ашаева в Москве как водителя: он нередко просил его отвезти в то или иное место. Байсултанова же Ашаев знал лишь «шапочно»: он впервые встретился с ним на свадьбе.
Будут ли осужденные обжаловать приговор, пока неясно. Адвокаты сообщили, что обсудят эту возможность со своими подзащитными.