16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.35 / ₽ 8219
  • RTS1160.60
21 марта 2017, 15:19 Право

Пособника захватчиков зрителей «Норд-Оста» посадили на 19 лет

Лента новостей

В Москве осужден один их последних пособников захвата Театрального центра на Дубровке, унесшего жизни 130 человек. Хасан Закаев получил 19 лет. Также он должен выплатить потерпевшим по их искам более 20 млн рублей

Обвиняемый в причастности к захвату заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году Хасан Закаев перед оглашением приговора на заседании Московского окружного военного суда.
Обвиняемый в причастности к захвату заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году Хасан Закаев перед оглашением приговора на заседании Московского окружного военного суда. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Уроженец Чечни Хасан Закаев, один из последних пособников террористов, захвативших в октябре 2002 года Театральный центр на Дубровке, в результате которого погибли 130 человек, 19 лет проведет в колонии строгого режима. Он входил в преступное сообщество Шамиля Басаева и привез в Москву оружие со взрывчаткой, которые использовали шахиды.

Планировалось, что оглашение приговора займет не один час, но судья Михаил Кудашкин, председательствовавший в тройке судей, решил озвучить лишь вводную и резолютивную части приговора — такое возможно при оглашении приговоров по делам о терроризме. На чтение финальной части ушло не более 15 минут. Все это время подсудимый стоял с мрачным видом. В клетке с бронированным стеклом с него так и не сняли наручники. Лицо Закаева выглядело каменным и практически ничего не выражало. Его брат Гейсейн, который наряду с адвокатом защищал его в суде, в последний момент влетел в зал и слушал приговор в толпе зрителей.

Суд признал Закаева виновным по целому ряду статей УК: участие в преступном сообществе, приготовление к теракту, пособничество в захвате заложников, покушение на убийство двух и более лиц, незаконное хранение оружия, умышленное уничтожение чужого имущества (ч. 2 ст. 210, чч.1,3 ст. 30, ч. 3 ст. 205, ч.5 ст.33, ч.3 ст.206, ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222, ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Процесс без присяжных

Дело рассматривали профессиональные судьи, поскольку с 2010 года дела о терроризме были выведены из-под юрисдикции суда присяжных. Согласно фабуле обвинения, в 2002 году Закаев привез оружие и боеприпасы в Москву под грузом яблок. Взрывчатка была спрятана в баллонах для сжатого воздуха (ресиверах), предназначенных для тормозной системы «КамАЗ». Из нее было изготовлено не менее 27 поясов шахида, которые надели на себя женщины-смертницы, участвовавшие в захвате заложников в ДК «Московский подшипник» во время показа мюзикла «Норд-Ост». Он же по фальшивому паспорту приобретал машины, на которых боевиков доставили к Театральному центру на Дубровке, а также снабдил террористов телефонными номерами, купив для них шесть SIM-карт на Митинском радиорынке.

22 октября 2002 года 40 вооруженных боевиков проникли в Театральный центр на Дубровке и три дня удерживали в заложниках 912 человек. 25 октября во время штурма все террористы были уничтожены. Также погибли и 130 заложников: пятерых из них расстреляли боевики, остальные, как писали СМИ, умерли предположительно от воздействия нервно-паралитического газа, примененного спецназом при штурме. Впрочем, власти это отрицают.

Следствие выяснило, что Закаев участвовал в подготовке и других терактов, например, взрыва, прогремевшего 19 октября 2002 года возле ресторана McDonald’s на улице Покрышкина. Во время теракта погиб 17-летний подросток, еще восемь человек были ранены. «Таврию», которую заминировали террористы, покупал Хасан Закаев через объявление в газете «Из рук в руки» за 600 долларов. Он же участвовал в подготовке взрывов двух машин в 2001 году: возле здания Госдумы и напротив ресторана McDonald’s у станции метро «Пушкинская». Тогда взрывы не прогремели из-за того, что готовившим их боевикам продали учебный имитатор вместо пластита.

Жизнь в бегах

Закаев был одним из последних соучастников, представших перед судом, поскольку 12 лет находился в розыске. Его задержали в 2014 году, когда он по поддельному паспорту пытался въехать на территорию Крыма из Украины. До этого шестеро подельников боевиков уже получили длительные сроки. В розыске находится последний соучастник Герихан Дудаев.

В ходе судебного процесса Закаев частично признал вину. Он заявил, что был в бегах, опасаясь не только правосудия, но и мести террористов, которые могли от него избавиться как от ненужного свидетеля. При этом подсудимый не отрицал, что перевозил оружие и взрывчатку, но настаивал: он сделал это для того, чтобы помочь деньгами своей больной матери.

Однако суд не поверил подсудимому, признав его виновным по всем пунктам обвинения. В прениях сторон представители прокуратуры просили для него 23 года заключения. Суд дал Закаеву на четыре года меньше. Хранившиеся при деле в качестве вещдоков 17 автоматов, 23 пистолета, ружье и взрывчатку суд постановил передать в Экспертно-криминалистический центр МВД для «экспериментальных отстрелов».

Неподъемные иски

Потерпевшими от действий Закаева были признаны 912 человек — бывшие заложники и родственники погибших. Около трех десятков из них предъявили к подсудимому иски о компенсации морального вреда. Свои страдания они оценили на суммы от 1 млн до 5 млн рублей. Общая же сумма исков о возмещении морального вреда составила около 100 млн рублей. Суд удовлетворил их частично, постановив выплатить пятую часть — чуть больше 20 млн рублей. Жертвы теракта получат от 500 тысяч до 4 млн рублей, причем максимальную сумму присудили лишь одной из потерпевших. Большинству же истцов, примерно 20 заявителям, постановили выплатить по полмиллиона рублей.

Впрочем, потерпевшие изначально заявляли: они понимают, что ничего не дождутся от осужденного — заявленные суммы для Закаева просто неподъемные. Иски люди подали для того, чтобы впоследствии обратиться в Европейский суд по правам человека с требованием о получении от государства справедливой компенсации. Кстати, если первое заседание по делу вызвало ажиотаж и зал был забит до отказа бывшими заложниками и их родными, то на приговор не пришло и десятка потерпевших.

Адвокат осужденного Сулейман Ибрагимов заявил Business FM, что не согласен с решением суда и подаст не него апелляцию. Обжаловать приговор в коллегии по делам военнослужащих Верховного суда России он сможет в течение десяти дней. «Закаев не признает себя виновным в преступлениях террористической направленности. Он утверждает, что не знал о планах взорвать машины и тем более не знал о планах захватить зрителей мюзикла «Норд-Ост», — сказал защитник. — Перевозку оружия (статья 221 УК РФ) он не отрицает». По его словам, максимальное наказание, которое его клиент мог бы получить по данной статье, составляет шесть лет.

Две цели правосудия

Оспорить приговор собираются и потерпевшие. Как сообщила представляющая интересы нескольких пострадавших Каринна Москаленко, главная причина — неполнота судебного следствия, а вовсе не размер взысканной в пользу пострадавших компенсаций. Впрочем, по словам юриста, некоторые их выживших заложников оспорят приговор и в этой части. Эти люди страдают различными заболеваниями и до сих пор испытывают огромные проблемы со здоровьем, сказала юрист.

Но основные претензии у потерпевших все же касаются того, как судьи вели процесс. По мнению Москаленко, они не смогли достичь главных целей уголовного судопроизводства. Так, по словам правозащитницы, в суде так и не было установлено, кто отдал приказ о применении газа и проведении спасательной операции, в ходе которой заложники погибали под грудой тел. «Это было самым главным, зачем потерпевшие пришли в суд, но не получили ответа. То есть цель кары была достигнута, но цель восстановления прав потерпевших — нет», — резюмировала представитель потерпевших.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию