16+
Пятница, 24 ноября 2017
  • BRENT $ 63.39 / ₽ 3705
  • RTS1158.62
6 июня 2017, 17:51 Компании

Господдержка не спасла авиаотрасль от катастрофы

Лента новостей

Авиакомпании продолжают работать себе в убыток: в 2016 году он составил 10 млрд рублей. Виной тому внутренние авиарейсы, потери на которых составили 33 млрд рублей

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Российские авиакомпании, несмотря на господдержку, в прошлом году понесли убытки в 10 млрд рублей — на 1,5 млрд больше, чем в 2015-м. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна.

По его словам, основные потери были на внутренних авиалиниях. Они составили 33 млрд рублей. На зарубежных рейсах перевозчики заработали 23 млрд рублей. Однако выручка в этом сегменте снизилась на 37%. В итоге сумма не смогла перекрыть убытки от местных авиарейсов. С чем связаны такие показатели отечественных перевозчиков?

Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» «Пятый год действительно средний тариф снижается, и неконтролируемым образом растут услуги монополистов, поставщиков топлива, навигации, аэропортовых услуг. В начале прошлого года было отменено регулирование аэропортовых тарифов, после чего они выросли раза в четыре. Навигация растет постоянно, то есть все затраты авиакомпаний растут и в рублях, и в валюте, а доходы снижаются. Поэтому тот экономический климат, который создан для этой деятельности, неизбежно приведет к наращиванию убытков и ухода с рынка игроков, как это случилось в 2015 году с «Трансаэро».

Основной тратой перевозчиков, как заявляют в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, остался лизинг судов, который в прошлом году вырос сразу почти на 19,5%. Ситуацию в отрасли, по словам главы ассоциации Владимира Тасуна, в настоящее время поддерживает только сниженный до 10% НДС на внутренних линиях. Эту меру власти ввели в 2015 году. Пониженная ставка продержится до конца этого года.

Однако ситуация на рынке авиаперевозок изменится только после более масштабных изменений, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Чтобы это работало стабильно, чтобы правительство каждые полгода-год не возвращалось к этому вопросу, надо просто пересмотреть схему того, как компания получает самолеты, как она их заказывает, сколько она за них платит. Американцы сейчас себя чувствуют нормально, потому что государство создает инфраструктуру и делает сверхльготные условия по приобретению самолетов: по строительству — для строителей, по приобретению — для перевозчиков. Там минимальные процентные ставки, длинный лизинговый платеж, какие-то упрощенные регулирования, поэтому авиакомпании играют в США одну из ведущих ролей. Если мы хотим иметь в России авиатранспорт в таком виде, то надо перестать играть в рынок, понять, что авиация вообще не рыночная ниша, и создать эту инфраструктуру — не по нулевой ставке отдавать самолеты, но чтобы они не платили 10%, 19% годовых по кредиту, и за счет этого обеспечить эту стабильность. И в виде налогов они будут что-то возвращать. Но для такого маневра, конечно, нужна политическая воля, и это, наверное, не Минтранс должен делать».

Издание напоминает, что власти сейчас обсуждают возможность новых послаблений для авиакомпаний. Поправки могут обнулить НДС. Однако эти условия не будут затрагивать московский авиаузел. Таким образом, мера коснется только 25% внутреннего авиарынка, отмечает издание.

Рекомендуем:

  • Фотоистории