16+
Воскресенье, 20 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
9 июня 2017, 13:30 Компании

Утечка кадров. Куда улетают российские пилоты

Лента новостей

Авиаспециалисты массово уезжают работать в Азию, которая предлагает больше выходных, длинный отпуск и зарплаты в несколько раз выше, чем в России: командир может зарабатывать до миллиона рублей в месяц

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Российские пилоты улетают из страны. Авиакомпании зафиксировали серьезную утечку летных кадров в Азию. Туда за последние 2,5 года уехали работать более 300 командиров воздушных судов и инструкторов. Еще 400 специалистов проходят процесс трудоустройства. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

Один из источников издания отметил, что из «ВИМ-Авиа» ушли сразу 12 командиров воздушных судов. Это могло стать одной из причин масштабных сбоев с ее перевозками, отметил собеседник. Авиакомпания заявила газете, что их пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам.

Также массовый уход специалистов затронул компании S7, «Уральские авиалинии» и «Волга-Днепр». Такая тенденция на рынке летных кадров в России закономерна, считает летчик гражданской авиации, инструктор в московском тренажерном центре Boeing Алексей Базеев.

Алексей Базеев летчик гражданской авиации, инструктор в московском тренажерном центре Boeing «В 90-е годы уходили в Европу, там воздушные перевозки были основными, а сейчас одному Китаю надо 400 самолетов только для внутренних перевозок. Готовить пилотов дорого, и нужен опыт, а если придут уже готовые пилоты, чем это плохо? Поэтому я вполне допускаю, что сейчас началась эта волна».

Одна из причин — гораздо более высокие зарплаты. Если в России командир получает примерно 300-400 тысяч рублей в месяц, то в Корее он сможет зарабатывать по 13 тысяч долларов, а в Китае — до 25 тысяч, то есть миллион рублей в месяц. Об условиях, которые предлагают летчикам азиатские авиакомпании, рассказывает пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов:

Андрей Литвинов пилот «Аэрофлота» «Это уже становится проблемой не только для авиакомпаний, но и вообще для экономики, потому что они обучаются здесь бесплатно, а потом уходят работать в Китай, Вьетнам, ОАЭ. Зарплаты очень высокие, условия привлекательные. Плюс ко всему еще курс рубля таков, что иностранные пилоты не особо к нам рвутся, так как если человек хорошо знает английский, имеет допуски на Airbus, Boeing, то он пойдет работать в тот же Китай, зачем приходить в Россию за зарплату, которая в четыре раза меньше. Есть разные контракты: шесть недель работаешь — две недели выходной, месяц работаешь — месяц выходной, который тебе все равно оплачивают. Зарплата варьируется от 17 тысяч до 25 тысяч долларов. Это серьезная зарплата, и в наше время это большие деньги, поэтому люди уходят. Он поработает там пять-десять лет и обратно вернется состоятельным человеком, будет жить на проценты, или квартиры купит и сдаст, или бизнес откроет».

Почему отток кадров приобрел массовый характер именно сейчас, объясняет президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов:

Игорь Дельдюжов президент Шереметьевского профсоюза летного состава «Процесс оформления длительный, и летчик не говорит руководству, что он собирается, он делает и делает потихоньку. Нужна такая справка — сделал, нужны такие документы — сделал, пригласили на тренажер — съездил, пригласили пройти медкомиссию — съездил и прошел. Когда все зачеты сдал, все готово, он продолжает здесь работать, ждет окончательного приглашения для подписания контракта на работу. Считают, что и так огромные зарплаты, якобы у второго пилота 350 тысяч, у командира — 470 тысяч. Немало для России, но на мировом рынке эта работа ценится, она очень вредная, опасная. Поэтому люди идут хоть несколько лет нормально получать, сделать какие-то запасы себе на будущее. У нас на коротких рейдах график работы — шесть дней подряд работы, потом один выходной. Плюс суммированный учет рабочего времени, то есть переработки по результатам квартала, и сокращенный отдых между полетными сменами: на базе — 12 часов, вне базы — десять часов. Норма полетного времени — 80 часов в месяц. Отпуск 70 дней в год. А за границей, допустим, в Китае, предлагают контракт, например, шесть недель отработал, три недели отдыхаешь. Причем и зарплата у них гарантированная, а не сдельная, как у нас. У нас полетел — получил, не полетел — не получил. А у них летаешь, не летаешь — она гарантированная: три недели дома сидишь, шесть недель работаешь, и одинаковая зарплата все время, у командира доходит до 25 тысяч долларов в месяц. Вторых пилотов они не берут, у них свои, а командиров у них очень сильно не хватает. Выхода нет, надо готовить больше, а своих отпускать».

Издание уточняет, что в Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тысячи пилотов, из них почти половина коммерческих. По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысячи пилотов в год.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в кулуарах экономического форума в Петербурге подтвердил, что «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в полтора-два раза выше». В Минтрансе подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что проблема гораздо меньшего масштаба.

Российские перевозчики с 2011 года из-за дефицита командиров воздушных судов также боролись за право нанимать иностранных пилотов. В 2014 году правительство выделило квоту — до 200 иностранцев в год.

Рекомендуем:

  • Фотоистории