Среда, 24 апреля 2024
2 сентября 2017, 07:32 ТехнологииНаука

Самый мощный рентгеновский лазер открыли в Германии

Участниками проекта стали 12 стран, в том числе Россия

Под Гамбургом торжественно открыт европейский рентгеновский лазер на свободных электронах XFEL. На мероприятии присутствовали представители 12 стран — участниц проекта, в котором задействован российский исследовательский центр «Курчатовский институт», передает ТАСС.

XFEL благодаря своим параметрам станет уникальным инструментом для исследования сверхмалых структур, очень быстрых процессов и экстремальных состояний. С помощью лазера ученые, в частности, планируют разрабатывать новые лекарства и материалы, его будут использовать в исследованиях в области энергетики, электроники и химии.

Строительство установки началось в 2009 году и завершилось в 2016-м. Ее общая стоимость составила €1,22 млрд в ценах 2005 года. РФ занимает второе место после Германии по объему долевого участия — около 26,79%. Кроме того, реализацией проекта занимаются Великобритания, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Польша, Словакия, Франция, Швейцария и Швеция.

Россию на мероприятии представлял помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Также в состав делегации вошли посол РФ в ФРГ Владимир Гринин, заместитель министра образования и науки Григорий Трубников, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, сотрудники других научных учреждений.

«Данная установка позволит ученым делать новые открытия в области наночастиц», –- сказала министр образования и научных исследований ФРГ Йоханна Ванка. «Данная установка разработана ради будущего, человечество может гордиться данным проектом», — заявил Андрей Фурсенко.

Установку XFEL условно можно сравнить с туннелем протяженностью 3,4 км. Он начинается в крупнейшем в Германии исследовательском центре по физике частиц DESY в Гамбурге и тянется до населенного пункта Шенефельд, который расположен в соседней федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Там находится исследовательский центр. Сверхпроводящий линейный ускоритель частиц длиной 1,7 км в составе XFEL будет разгонять электроны до энергии в 17,5 ГэВ (гигаэлектронвольт). После разгона до таких высоких энергий электроны направляются через специальные магнитные системы — ондуляторы. При этом частицы испускают излучение, которое постепенно усиливается до очень коротких и интенсивных рентгеновских вспышек.

XFEL будет производить рекордные 27 тысяч вспышек в секунду, каждая длительностью менее 100 фемтосекунд (фемтосекунда — одна квадриллионная доля секунды). Аналогичный американский лазер производит 120 таких вспышек в секунду, швейцарский — 100, японский и корейский — по 60.