16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.10 / ₽ 8219
  • RTS1169.12
30 ноября 2017, 04:25 ОбществоПроисшествия

Смерть от яда экс-генерала Хорватии в Гаагском суде назвали признаком «моральной несправедливости»

Лента новостей

Такой политический жест Слободан Праляк совершил прямо во время заседания. Суд отказался пересмотреть его приговор. За преступления времен конфликта 1991-1995 годов он был осужден на 20 лет. Спустя несколько часов после принятия неизвестной жидкости он скончался в больнице

Фото: Dado Ruvic/Reuters

Этим политическим жестом Слободан Праляк вписал себя в историю даже больше, чем участием в войне. Теперь он станет национальным героем в глазах хорватов. Поступок 72-летнего бывшего генерала выглядел почти театрально: жидкость из маленькой бутылочки, спрятанной в руке, и заявление: «Судьи, Слободан Праляк — не военный преступник! С презрением отвергаю ваш приговор!». И эта театральность не случайна — о судьбе генерала рассказывает журналист загребской газеты «Ютарный лист» Владо Вурешич:

Владо Вурешич журналист загребской газеты «Ютарный лист» «Он сын, как говорили, самого страшного гэбэшника, который работал в югославской службе. И многие считают, что его участие в этой войне, которая была в Боснии и Герцеговине, вызвано именно тем, чтобы как-то снять со своей фамилии плохой резонанс. Он закончил три института, он режиссер, снял несколько посредственных, в кавычках, фильмов. То, что он натворил, это, можно сказать, драматический момент, присущий именно человеку, который, во-первых, занимался культурой, и то, что имеет такое наследие отцовское. Я даже помню те времена, когда он уехал и стал военным начальником, комиссаром в армии боснийских хорватов, многих удивил его выбор, потому что он, конечно, человек не военный. Но очевидно, то, что происходило в Хорватии, когда началась война, и тем более, когда война началась в Боснии, где вообще была полная неразбериха, и когда была действительно опасность, что армия боснийских сербов, хорватских сербов с помощью самой Сербии объединятся, и тогда действительно будет трудно выиграть войну, и, очевидно, из-за этого он включился в эту борьбу».

Праляк был одним из живых символов непризнанной Хорватской республики Герцег-Босна, которая образовалась на руинах Югославии и просуществовала в 1991-1994 годах, пока не вошла в состав Федерации Боснии и Герцеговины. Вместе с другими бывшими ее лидерами в 2004 году Праляк был выдан Голландии.

Следствие посчитало, что Праляк несет ответственность за действия хорватских ополченцев, совершавших массовые убийства мусульман в 20 селениях. Он был приговорен к 20 годам, и к моменту гибели провел в тюрьме уже 13 лет, то есть ему оставалось всего семь. Политический жест Праляка сразу вызвал реакцию властей Хорватии. Премьер страны назвал смерть генерала признаком «моральной несправедливости» Гаагского суда в отношении хорватов. Стоит отметить, что и другие бывшие высокопоставленные лица Хорватии получили сроки от 10 до 25 лет.

Стеван Гаич политолог Института европейских исследований «Гаага исчерпала себя, но конфликт не исчерпан, потому что я считаю, что гражданская война в Югославии никогда не закончилась. Все считают, что правда на их стороне. Есть много ненависти, которая осталась после войны. Так что конфликтный потенциал сейчас все еще остается».

Комментарии последовали и от российских парламентариев. Сенатор Франц Клинцевич высказал мнение, что случившееся отбирает у гаагского трибунала моральное право выносить какие-либо приговоры, и «не должно быть выборочного правосудия». Впрочем, трибунал по бывшей Югославии и так в ближайшие месяцы прекратит работу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию