16+
Среда, 19 сентября 2018
  • BRENT $ 79.25 / ₽ 5310
  • RTS1131.00
11 декабря 2017, 00:00 ОбществоМедицина

Будущее телемедицины

Лента новостей

Телемедицина постепенно входит в нашу жизнь. Первыми испытать на себе передовые технологии смогли клиенты страховых компаний, которые активно предлагают эти услуги в рамках добровольного медицинского страхования

Фото: ВТБ Страхование

О том, как это работает и какие новинки появятся в ближайшем будущем, рассказал Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» — компании, которая одна из первых начала внедрять технологии телемедицины в программы страхования.

Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование».
Олег, что показывает зарубежный опыт использования телемедицины? Ведь там это направление начало развиваться чуть раньше…
Олег Меркулов: Зарубежные исследования показали, что телемедицина позволяет в два раза сократить расходы на медицинское обслуживание, как для граждан, так и для системы здравоохранения. Ни у кого не осталось никаких сомнений в перспективности развития этого направления. Сегодня во многих странах врач по «обычным» заболеваниям на дом не выезжает — это особенно актуально на просторах нашей необъятной страны, где есть районы, в которых вызову врача препятствуют не только временные затраты, но иногда и природные условия. Добавьте к этому высокую загрузку врачей и нехватку специалистов в некоторых регионах, и станет понятно, что телемедицина поможет решить многие проблемы.
Какие возможности телемедицина открывает нашим гражданам уже сейчас?
Олег Меркулов: Прежде всего, это доступ к ведущим врачам страны, которые регулярно посещают международные конференции и повышают свою квалификацию: практика показывает, что люди часто обращаются к телемедицине также для получения «второго мнения». Привлекая в телемедицину высококвалифицированных специалистов, мы получим своего рода центры медицинских знаний, которые смогут оказывать максимально качественные консультации пациентам, где бы они ни находились. Мы также внедряем еще одно направление использования телемедицины — это услуги врачей-переводчиков. Представьте ситуацию, когда человек попадает в больницу за границей. Это могут быть наши граждане или, наоборот, люди, приехавшие из-за рубежа лечиться в Россию. Не всегда человек может объяснить врачу, говорящему на другом языке, что и как именно у него болит: режущая, колющая, тянущая боль… Как это объяснить или понять, если общение происходит не на родном языке? Для этого и нужен врач-переводчик, говорящий на языке пациента, который 24 часа в сутки будет готов включиться в общение — и с пациентом, и с лечащим врачом, чтобы помочь наладить правильный контакт.
На кого рассчитаны такие услуги? Среди каких групп населения они наиболее востребованы по вашему опыту? Есть ли какие-то ограничения?

Олег Меркулов: Телемедицина будет полезна всем, независимо от возраста и социального статуса: и детям, и взрослым, особенно тем, кто много работает и не располагает временем для посещения врача. Кроме того продукт очень поможет пенсионерам — людям, которые больше всего нуждаются в медицинских услугах, причем часто им достаточно просто поговорить со специалистом. А потом есть же инвалиды, люди с хроническими заболеваниями — им постоянно нужна квалифицированная помощь, а ходить по клиникам нет возможности. Удаленные консультации могут помочь людям, которые восстанавливаются после операций или сложного лечения, например, химиотерапии. В нашей практике были случаи, когда полис выручал клиентов в поездках за рубежом, когда не было возможности оперативно попасть на консультацию к русскоговорящему врачу, или за городом, на даче, когда рядом нет врача. Им, кстати, самостоятельно пользуются и подростки, которые не все моменты готовы обсуждать с родителями и с врачами при личной встрече, а общаться онлайн им проще и привычнее.

Для нас важно предоставить клиентам как можно больше возможностей, которые сделают их жизнь комфортней. Сегодня не всегда получается обеспечить каждый поселок хорошим доктором, а вот возможность получить онлайн-консультацию врача федерального уровня есть даже в самых удаленных поселениях. По данным нашего партнера, компании «Мобильные Медицинские Технологии», который и обеспечивает связь наших клиентов с врачами, 80% обращений поступает именно из регионов.

«ВТБ Страхование» давно развивает телемедицину. Растет ли спрос?
Олег Меркулов: Мы давно увидели перспективность этого направления и стали искать возможности реализовать все преимущества этих технологий для наших клиентов. Продавать полисы с услугами телемедицины мы начали в мае 2016 года, а сегодня это один из наиболее востребованных страховых продуктов. Недавно мы начали предлагать телемедицину как услугу для детей: наш полис «Детский доктор», который был запущен первым, за 3 месяца с начала продаж купили около 8000 человек. Спустя год мы запустили полис для взрослых «Ваш личный врач», и тогда с первого же месяца продажи увеличились в 2,5 раза. Не так давно мы создали и выпустили на рынок универсальный продукт для всех возрастов «Ваш личный доктор», чтобы клиентам было удобнее. На сегодняшний день по нашим полисам с услугой телемедицины застраховано более 135 000 человек.
К врачам каких клиник и специальностей могут обратиться ваши клиенты по телемедицине? Как осуществляется этот процесс?
Олег Меркулов: Связь с врачами осуществляется на базе онлайн-сервисов «Онлайн Доктор» и «Педиатр 24/7». Чтобы начать консультацию, необходимо зарегистрироваться на сайте или скачать мобильное приложение, выбрать специалиста и способ общения, который вам удобнее: аудиозвонок, видеосвязь или текстовые сообщения. Для зарегистрированных пользователей доступно общение с помощью сотовой связи. Консультации оказывают более 140 высококвалифицированных специалистов 38 медицинских специальностей, в том числе из НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии под руководством доктора Л.М. Рошаля, «Клинической больницы №1» Управления делами Президента РФ и других ведущих медучреждений. При необходимости, страховой полис дает возможность попасть к врачу на очный прием — мы всегда выбираем клиники, где работают врачи с большим опытом, в том числе практикующие за рубежом.

Как пациент может передать врачу, например, результаты анализов?

Олег Меркулов: В мобильном приложении или на сайте онлайн-сервиса для застрахованного открывается личный кабинет, в котором сохраняется информация по обращениям к врачам. Здесь можно загружать результаты анализов и другие медицинские документы — вся история болезни всегда под рукой, что очень важно в серьезных ситуациях. А у каждого врача есть свой личный профиль, где можно получить максимальную информацию о его квалификации, посмотреть отзывы других пациентов.

Как вы видите развитие этих технологий в рамках договоров страхования корпоративных клиентов?

Олег Меркулов: Сейчас мы предлагаем эту услуги телемедицины в рамках договоров ДМС. Сотрудники компаний могут пользоваться этой услугой как и наши розничные клиенты — подключиться к онлайн-сервису и общаться с врачами. Но в перспективе мы рассматриваем и другие варианты сотрудничества. В настоящее время активно ведется разработка аппаратуры, которая позволит врачу в режиме онлайн выяснить все, что нужно о состоянии нашего здоровья. После создания такой техники необходимость визита в клинику во многих случаях отпадет.
Диагностическое оборудование можно будет устанавливать на промышленных предприятиях, буровых платформах или транспортных компаниях, где сотрудники при заступлении на смену проходят медицинский осмотр, в администрации поселков… Применений может быть множество. В такой передаче данных от датчиков к аппарату у врачей уже нет проблем. В конечном счете, внедрение телемедицинских технологий повысит качество жизни пациентов, профилактика и ведение хронических заболеваний позволят сократить продолжительность лечения. Кроме того, включение телемедицины в договор страхования позволит снизить стоимость страховых услуг и даст более широкие возможности сотрудникам компаний.

Какие планы по развитию этого направления в ближайшей перспективе?

Олег Меркулов: Сегодня существует большое количество медицинских приборов различной точности — тонометры, глюкометры, портативные электрокардиографы и др. Количество доступных гаджетов с хорошим качеством фиксации основных параметров тела человека становится все больше, и этот процесс не остановить, причём уже сейчас врачи могут получать информацию онлайн и даже связываться с пациентом, если показатели серьёзно отличаются от нормы. Я сам проверял, как работают эти приборы. Сам закрепил на себе датчики, врач, находившийся в этот момент в другой стране, получил все показания и в режиме реального времени расшифровал анализы, дал мне рекомендации. Пока мы находимся в процессе тестирования такой техники, чтобы в будущем предлагать клиентам страховые полисы в комплекте с этими гаджетами.

Что вы ждете от вступления в силу поправок к закону, регулирующего, в том числе и применение телемедицинских технологий?

Олег Меркулов: Мы надеемся, что в ближайшее время телемедицина станет доступной в рамках обязательного медицинского страхования. Кроме того появится возможность использовать электронные подписи, благодаря чему пациенты смогут без поездки в поликлиники получать все необходимые документы — выписки из истории болезни, справки, рецепты на лекарства. Это очень удобно, в первую очередь, для самих пациентов. У телемедицины очень хорошие перспективы: если сейчас эксперты оценивают потенциал российского рынка телемедицины порядка 18-20 млрд рублей в год, то к 2020 году объем рынка, включая оборудование, программное обеспечение и собственно телемедицинские услуги, может составить уже 300 млрд рублей. Группа «ВТБ Страхование» работает как на рынке добровольного, так и на рынке обязательного медицинского страхования, поэтому мы заинтересованы в развитии в целом системы здравоохранения нашей страны.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию