16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1135.11
7 июня 2018, 11:04 Общество

«Вечное возвращение» Киры Муратовой

Лента новостей

«Моя мечта — исчезнуть, и чтобы остались только фильмы», — так говорила кинорежиссер и сценарист, ушедшая из жизни 6 июня. Ее фильмы были больше фестивальными, а сама она не любила публичности. Светлая память…

Режиссер Кира Муратова на кинофестивале в Риме в 2012 году.
Режиссер Кира Муратова на кинофестивале в Риме в 2012 году. Фото: PA Photos

Обновлено 13:44

«Хочу, чтобы от меня остались только фильмы». Ушла из жизни советский и украинский режиссер Кира Муратова. Ей было 83 года. О кончине сообщил в Facebook киевский продюсер Юрий Минзянов. Он написал: «Помню, как еще студентом ВГИКа плакал на «Долгих проводах».

Критики называли Муратову одним из наиболее самобытных представителей русскоязычного авторского кино, ее фильмы называли «не для всех», они были больше фестивальными, чем для широкой публики. Среди самых известных ее работ — мелодрама «Короткие встречи», где сыграли Нина Русланова и Владимир Высоцкий, который, кстати, считал эту роль одной из лучших. В «Коротких встречах» Кира Муратова снялась сама:

У Муратовой снимались и Олег Табаков, и Рената Литвинова. Режиссер любила задействовать в съемках и непрофессиональных актеров. Также из самых известных ее лент — «Долгие проводы», «Настройщик» и «Астенический синдром», где впервые в советском кино прозвучала ненормативная лексика. Советская цензура его не пропустила. Однако картину оценили критики — она получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале и «Нику» как лучший игровой фильм.

Муратова редко давала интервью, не любила рассказывать о себе, о чем сказала в документальном фильме «Кира» на телеканале «Культура»:

«Моя мечта — вообще исчезнуть, и чтобы остались только фильмы. Мне не нравится, чтобы меня открывали, как консервную банку, и смотрели, что у меня там внутри. А пускай будет загадка! Вот была такая, исчезла, и, вообще, на помойку выбросили труп, ни креста, ничего, а фильмы вот есть, кое-кому нравятся, а вообще большинству и нет».

Кира Муратова родилась в Румынии, в Москве окончила ВГИК, но большую часть жизни жила и работала в Одессе. Даже в пожилом возрасте она оставалась истинной авангардисткой, говорит кинокритик Зара Абдуллаева, которая дружила с Муратовой и даже написала книгу о ней.

Зара Абдуллаева кинокритик «Она вообще всегда нарушала границы своим творчеством. Она неудобная, на самом деле она сверхкомфортная, если ты подключаешься к ее интонации, я имею в виду персонажей и ее кино. Но это требует все-таки некоторых усилий. И ты за это ей благодарен, потому что для тебя в этом шараханье открываются какие-то совершенно не запланированные ни Кирой, ни вами, ни вашими соседями по залу или по дому реакции. Сегодня очень переломный момент для русского и даже, может быть, мирового искусства. Потому что, когда несколько лет назад была в Роттердаме большая ретроспектива фильмов Киры Муратовой, многие зарубежные режиссеры и критики, приходившие туда, она же все-таки очень известная была, включая фильм «Три истории», они открыли рты, она сказали, что не предполагали, что они живут. И только в молодых режиссерах ищут своеобразие не фестивального разлива, а подлинное. Так сложилась ее жизнь, что она осела в Одессе. Ей надо было только снимать кино, в последнее время, когда она не могла снимать, может быть, она и заболела потому, что она прервала свою повседневность».

Последним фильмом режиссера стала драма «Вечное возвращение», мировая премьера которой состоялась на Римском кинофестивале в 2012 году. После этого Муратова объявила, что уходит из кинематографа. На тот момент ей было 77 лет.

О творчестве Муратовой и ее роли в развитии кино рассуждает режиссер Вадим Абдрашитов:

Вадим Абдрашитов режиссер «Она одна из тех, кто держал на своих руках, такая кариатида отечественного кино. Я считаю шедеврами и «Первые встречи», и «Долгое прощание», особенно, и замечательная картина «Астенический синдром». Это был авторский кинематограф. Сейчас мы переживаем времена так называемого продюсерского кинематографа, и разница на самом деле поразительная. Я не знаю, смогла бы Кира существовать в продюсерском кинематографе. И хотя такого рода фильмы не всегда собирают зрителей, это же навсегда остается, когда фундаментальная наука с ее открытием потом превращается в нечто абсолютно прагматическое, и мы пользуемся ее достижениями практически даже на бытовом уровне».

Президент Украины Петр Порошенко выразил соболезнования близким Муратовой, назвал ее «человеком-эпохой» и признался, что «жить в одно время с ней было большой честью».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию