16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.38 / ₽ 8245
  • RTS1163.50
30 декабря 2009, 08:17 СМИ

Россия и мир прочитали кризис по-разному

Лента новостей

Книги, посвященные истокам финансового кризиса, стали бестселлерами в России и за рубежом в 2009 году. Однако если иностранных читателей также интересовал опыт бизнес-гуру и истории бизнеса, то в России хотели знать, как меньше работать

Книга Лиаквата Ахамеда «Властелины финансов» стала лучшей книгой 2009 г. по версии FT. На фото: обложка книги
Книга Лиаквата Ахамеда «Властелины финансов» стала лучшей книгой 2009 г. по версии FT. На фото: обложка книги

Книги, посвященные Современной Великой депрессии, стали оказались в лидерах года по версиям большинства зарубежных экспертов. Премия Business Book of the Year Award от Financial Times и Goldman Sachs досталась книге Лиаквата Ахамеда «Повелители финансов» (Liaquat Ahamed, Lords of Finance). По характеристике FT, это «живая история о том, как ошибки руководителей центробанков привели к Великой депрессии», анализирующая события последних двух лет.

Деловой журнал BusinessWeek не составляет своего списка лучших книг, однако он фактически выдвигает на первое место книгу колумниста New York Times Эндрю Росса Соркина «Слишком велик, чтобы обанкротиться» (Andrew Ross Sorkin, Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System — and Themselves). «Это, возможно, одна из наиболее всеобъемлющих книг о кризисе», — считает издание. «Энрю Росс Соркин написал увлекательную сагу, описывающую сцену за сценой, как слепые пытаются на ощупь провести беспомощных через Великую депрессию II», — отозвался о книге известный американский журналист Том Вульф.

Amazon.com отдал первое место в рейтинге «Лучшие книги 2009» труду колумниста британской газеты The Times Джастина Фокса «Миф о рациональном рыке» (Justin Fox, The Myth of the Rational Market: A History of Risk, Reward, and Delusion on Wall Street), препарирующему роль теории эффективного рынка, которые, по мнению автора, была переоценена на протяжении последних нескольких десятилетий.

Анализ идей, владевших умами инвесторов и экономистов и подтолкнувших финансовую систему в рецессию, увлек и двух авторов лучших бизнес-книг года по версии BusinessWeek. Автор The New Yorker Джон Кассиди в книге «Как обвалились рынки: Логика экономических бедствий» (John Cassidy, How Markets Fail: The Logic of Economic Calamities) прослеживает взлет и падение идеологии свободного рынка. Кассиди выделяет «утопистов», ратующих за «безоговорочную преданность» личным интересам и конкуренции, и «экономистов-реалистов», к которым он относит, в частности, Джона Мейнарда Кейнса.

Другая книга, уделяющая особое внимание человеческому фактору, — «Ложная экономика» Алана Битти (Alan Beattie, False Economy: A Surprising Economic History of the World). «Свободно блуждая по коридорам истории, Битти отмечает пятна экономических искажений, вызванные ошибочными торговыми соглашениями и жадными инвесторами. Он такое отмечает экономические триумфы, несмотря на существующие барьеры в виде коррупции и религиозных традиций», — пишет BusinessWeek.

Кроме того, крайне востребованы в 2009 году были биографии и истории бизнеса. В числе таких книг BusinessWeek упоминает «Короля Мэдисон-авеню: Дэвид Огилви и создание современной рекламы» Кеннета Романа (Kenneth Roman, The King of Madison Avenue: David Ogilvy and the Making of Modern Advertising), «Водочный король: История Петра Смирнова и подъем империи» Линды Химельстайн, «Прогуглено: конец мира как мы его понимаем» Кена Аулетта (Ken Auletta, Googled: The End of the World As We Know It).

Интересы российских читателей в 2009 году отчасти совпали с предпочтениями зарубежных читателей — россияне также пытались найти в книгах ответ, что именно привело мир к финансовому коллапсу. «Главная тенденция для книг по экономике 2009 году — интерес к книгам, которые объясняют причины текущей экономической ситуации, причем приоритет отдавался зарубежным авторам. С одной стороны, россияне утратили доверие к книгам по экономике, а с другой — начали пытаться понять истоки экономического кризиса», — заявила BFM.ru представитель книжного магазина «Москва» Мария Ненахова.

Показательно, что в течение первого полугодия «Капитал» Карла Маркса стабильно держался в десятке самых продаваемых книг, отмечает она. Среди наиболее популярных книг также «Глобальный финансовый кризис» Саймона Вайна, «Эпоха потрясений» Алана Гринспена, «Возвращение Великой Депрессии» Пола Кругмана. Из российских авторов наибольшей популярностью пользовались Виктор Геращенко («Россия и деньги»), Егор Гайдар («Финансовый кризис в России и мире»), Сергей Гуриев («Мифы экономики»).

«В первую половину года на рынок хлынул поток книг, в названии которых содержалось слово «кризис». Однако одно только слово не обеспечило спрос, и большинство из них кануло в Лету — покупатели ориентировались на авторитет автора», — добавляет представитель «Москвы».

Кроме того, вырос интерес к книгам, направленным на развитие коммуникативных навыков, объясняющим, как стать более конкурентоспособным на рынке труда. «Среди таких бестселлеров — книги Ларри Кинга «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку» (два издания), Ричарда Темплара «Правила жизни», а также все книги Ричарда Бренсона. На 5-10% вырос интерес к книгам по коммуникативной психологи», — говорит Мария Ненахова.

Однако настоящего успеха в уходящем году сумели добиться книги по интернет-маркетингу. «Книги «Интернет-маркетинг на 100%» и т. п. были популярны насколько, что спросом пользовались все книги вне зависимости от качества. Покупателей интересовала тема, а не автор. Интерес к бизнесу в интернете очень велик, поэтому и книги пользовались спросом», — говорит представитель книжного магазина.

В крупнейшем книжном интернет-магазине OZON.ru по итогам года среди бестселлеров в категории «Бизнес-книги» значительно меньше «основополагающих» экономических книг. Преобладают же стремительно набирающие популярность книги из разряда так называемого «бизнес нон-фикшн». «Это своего рода эссеистика и размышления на тему о жизни и о том, как найти в ней свое место, как, например, «Черный лебедь» Нассима Талеба или «Ключ» Джо Витале», — сказал BFM.ru заместитель директора по продажам OZON.ru Алексей Кузменко.

«Кроме того, в топ-листе этого года присутствуют «старожилы» рейтинга — такие как Стивен Кови, Роберт Кийосаки, Айн Рэнд, Алекс Левитас», — говорит эксперт. Развитие коммуникативных навыков и прочих конкурентных преимуществ также интересовало покупателей OZON.ru в 2009 году: на первом и втором месте по популярности расположились «Ключ» Джо Витале и «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Р. Кови.

Очевидно, что на покупательских предпочтениях сказалась и так называемая российская ментальность. В списке бестселлеров из 20 позиций интернет-магазина на третьем месте находится книга Тимоти Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть», а на шестом — труд Джона Паркина под названием «Послать все на ... Парадоксальный путь к успеху и процветанию».

Определенным спросом пользовалась и книга Валерия Панюшкина «Код Горыныча: Что можно узнать о русском народе из сказок» — 17-е место. Как обещается в аннотации к изданию, анализ сказок от Панюшкина многое объясняет «в природе российского бизнеса, политики и общественной жизни».

В целом же, российский рынок деловой литературы начнет 2010 год после серьезного падения в 2009 году. «По нашим оценкам, падение спроса составило около 30%. Больше и сильнее не упала ни одна тематика», — говорит Мария Ненахова из книжного магазина «Москва».

Алексей Кузменко из OZON.ru отмечает, что свою роль сыграл и ассортиментный провал. «Значительно снизилась доля качественных переводных новинок, которые и составляли в этом сегменте основную долю продаж. Многие издательства вообще свернули программы по выпуску качественной бизнес-книги. Так, например, издательство «Диалектика-Вильямс» практически прекратило выпуск деловой литературы», — говорит представитель OZON.ru.

«Тем не менее, ситуация стала меняться в лучшую сторону с началом осени. Сыграл свою роль не только традиционный для осени выплеск новинок этого сегмента, но и маркетинговая и рекламная активность ряда лидеров в этом сегменте — «Альпины Паблишерз», «Эксмо» и др. Надеемся, что в целом по результатам года показатели продаж в этом разделе будут на уровне прошлого года», — оптимистично резюмирует Алексей Кузменко.
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию