16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.38 / ₽ 7998
  • RTS1129.59
3 сентября 2018, 23:01 Стиль жизниКультура
Актуальная тема: ЧП

«Погибла вся культура». Бразилия оплакивает сгоревший Национальный музей

Лента новостей

В одной из главных достопримечательностей Латинской Америки хранилось 20 миллионов экспонатов, которые собирали 200 лет. Почти все они уничтожены огнем

Пожар в Национальном музее в Рио-де-Жанейро.
Пожар в Национальном музее в Рио-де-Жанейро. Фото: Ricardo Moraes/Reuters

Десятки жителей Рио-де-Жанейро 3 сентября окружили территорию сгоревшего Национального музея. Манифестанты пытались прорваться к музейному комплексу, но их сдержала полиция и муниципальная гвардия. Стражам порядка пришлось применить слезоточивый газ и светошумовые гранаты, после чего большинство митингующих отошло от ограды.

Старейший бразильский музей сгорел практически дотла. Огонь уничтожил почти 20 млн экспонатов, которые собирали два столетия. Среди них — ценности общепланетарного масштаба: самая большая в Латинской Америке Египетская коллекция, античные древности, самый старый человеческий скелет, которому 12 тысяч лет, фреска из Помпеи, уцелевшая во время извержения Везувия. Не сгорел только пятитонный метеорит, найденный в Бразилии в конце XVIII века. Человеческих жертв удалось избежать. Пожар начался, когда музей уже был закрыт для посетителей.

«Это грустный день для всех бразильцев, двести лет работы, исследований и накопленных знаний утеряны», — заявил президент Бразилии Мишел Темер. С огнем боролись 80 пожарных, им удалось спасти несколько экспонатов, но большинство ценностей утеряны безвозвратно.

Работники музея бросались в горящее помещение вместе с пожарными, чтобы успеть вынести хоть что-то. Для них это личная утрата, настоящая боль. Практически каждый из них — энтузиаст: как выяснилось, музей страдал от хронического недофинансирования. Об этом с горечью сказал один из руководителей музея Луис Фернанду Диас Дуарти в интервью телеканалу Globo. «Сейчас нам хочет помочь каждый, но у нас никогда не было должной поддержки», — сказал он. Это подтверждает его российский коллега — искусствовед, культуролог, основатель проекта «Москультпрог» Сергей Никитин:

Сергей Никитин искусствовед, культуролог, основатель проекта «Москультпрог» «Это старейшее музейное учреждение Бразилии и вообще Латинской Америки. Для сравнения, аналогичный музей в нашей стране, Исторический, моложе, по-моему, на 60 лет. Национальному музею Бразилии в этом году исполнилось 200 лет. Это как лоботомия бразильской культуры и науки. Но стоит добавить, что никто из действующих министров не явился на празднование 200-летия этого музея. При том что это была очень важная институция для науки и культуры Бразилии, отношение к ней у нынешней бразильской власти было, мягко скажем, наплевательское. Безусловно, это очень грустная потеря».

Основа коллекции Национального музея Рио — это ценности, которые привез король Португалии, Бразилии и Алгарве Жуан VI. Это важные для всего мира древнеегипетские артефакты, большая коллекция материалов доколумбовой эпохи, документы времен Бразильской империи — часть национальной идентичности страны. Там хранился скелет динозавра, обнаруженный в Бразилии, и самый древний человеческий скелет, получивший имя Лузиа. Само здание имеет огромное историческое значение — это королевская резиденция, говорит художник, искусствовед Елизавета Плавинская:

Елизавета Плавинская художник, искусствовед «Вся культура Бразилии погибла в этом пожаре. Это действительно соизмеримо с потерей целой культуры. И вопрос, который возникает в связи с этой трагедией, это распределение государственных средств. Музей испытывал большие трудности с поддержкой государства. Все деньги были отпущены на Олимпиаду, и теперь там возникли большие вопросы, стоило ли одно другого. И у других стран тоже есть повод задуматься».

При этом музей такого уровня — это всегда особо охраняемая территория. Дело в том, что пожар в таких зданиях распространяется чрезвычайно быстро, но его можно предупредить.

Евгений Мешалкин профессор, доктор технических наук, вице-президент научно-производственного объединения «Пульс» «Тушение пожаров на таких объектах затрудняется, поскольку высокая нагрузка, особенно в запасниках, и сами залы имеют большие объемы, если здание старинное, они могут иметь несущие конструкции из горючих материалов, чаще всего это древесина. Пожары в таких зданиях быстро развиваются, если вовремя не обнаружить и не применить автоматические системы, то они получают такое развитие, как было в Бразилии».

За тем, как горит и превращается в пепелище здание Национального музея, жители страны наблюдали всю ночь. В режиме реального времени пожар транслировали телеканалы. Сейчас это новость номер один в странах Латинской Америки.

Ранее директор Национального музея Александр Келлер возложил ответственность за пожар на федеральное правительство Бразилии. По иронии судьбы, государство за пару недель до трагедии наконец-то выделило музею деньги на современную пожарную сигнализацию, но установить ее не успели.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию