Вторник, 19 марта 2024
18 сентября 2018, 22:22 ТехнологииНаука

Ученые обнаружили сахар, помогающий сбросить лишний вес

Сахар манноза оказался крайне эффективным средством для борьбы с лишними килограммами, если начать принимать его в детстве

Сахар манноза (изомер глюкозы) оказался крайне эффективным средством для борьбы с лишними килограммами, если начать принимать его в детстве. Об этом пишут ученые, проводившие опыты на мышах и опубликовавшие их результаты в журнале Cell Reports.

Основные положения публикации излагает РИА Новости.

«Наше открытие в очередной раз подчеркивает, какую важную роль играет микрофлора в работе метаболизма. Тем не менее благотворный эффект маннозы можно лишь частично связать с микробиомом, и полный характер работы этого сахара пока остается загадкой для нас», — заявил Хадсон Фриз (Hudson Freeze) из Исследовательского института SBP в Ла-Хойе (США).

В последние годы ученые находят все больше свидетельств того, что вероятность развития ожирения зависит не только от поведения человека и особенностей в структуре его генов, но и от того, как устроена его микрофлора.

К примеру, опыты на мышах показывают, что трансплантация «здоровой» микрофлоры в кишечник тучных грызунов может заставить их похудеть. В свою очередь, худые люди в среднем обладают более богатой и разнообразной микрофлорой, а жирная пища способствует размножению в кишечнике особых бактерий, способствующих всасыванию жира и ускоряющих развитие ожирения.

Фриз и его коллеги случайно открыли вещество, способное «перепрограммировать» микрофлору и сделать ее более стойкой к действию жирной пищи, экспериментируя с мышами, страдавшими от редких и крайне опасных расстройств в метаболизме сахаров и белков.

При развитии этих болезней, как отмечают ученые, клетки тела человека или животных теряют способность «склеивать» определенные белковые или жировые молекулы с цепочками сахаров. Как правило, подобные «пробелы» в метаболизме приводят к смерти человека или к серьезным нарушениям в работе многих органов.

Медики достаточно давно научились подавлять некоторые из них, используя маннозу — сахар, аналогичный глюкозе по его химическому составу, но имеющий иную пространственную структуру. Фриз и его команда изучали возможные побочные эффекты от подобной «сахарной» терапии, наблюдая за жизнью нескольких десятков мышей.

Эти опыты привели к необычным результатам. Грызуны, поедавшие большие дозы маннозы в первые недели и месяцы жизни, в среднем медленнее набирали лишний вес и реже страдали от ожирения, если они питались высококалорийной и жирной пищей, имитировавшей типично «западную» диету.

Когда ученые повторили эти опыты на популяции взрослых мышей, их ожидало разочарование — манноза не заставила их похудеть или замедлить скорость набора лишней массы. Причиной этого, как предполагают ученые, было то, что этот сахар воздействует не на организм грызунов, а на их микрофлору, пик формирования которой приходится на детство и юность.

Аналогичным образом, как предполагают ученые, данный сахар будет влиять и на работу человеческой пищеварительной системы и микрофлоры. Они планируют проверить эту идею в ближайшее время.