16+
Вторник, 23 октября 2018
  • BRENT $ 77.09 / ₽ 5057
  • RTS1106.82
28 сентября 2018, 12:00 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Появилась статистика за последний летний месяц. Грузоперевозки по ж/д за январь — август выросли почти на 3% к аналогичному периоду прошлого года. Лидер по динамике — зерно: плюс 44%. Это все еще эффект рекордного урожая. Также в лидерах черные металлы — почти 11%, железная руда и каменный уголь: оба груза прибавили почти 5,5%. Еще один лидер по объему — нефть и нефтепродукты: они сохранили показатели на уровне прошлого года. А теперь к главной теме. В октябре корпорации «РЖД» исполняется 15 лет, мы ведем отсчет от реформы Министерства путей сообщения и создания акционерного общества. Время подвести итоги. Итак, главная цифра: грузооборот за 15 лет вырос больше чем в полтора раза, рассказывает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

Юрий Саакян гендиректор Института проблем естественных монополий «В целом если сравнивать с 2003 годом, то погрузка выросла. Грузооборот, а это один из основных показателей железнодорожного транспорта, вырос с 2003-го по 2017 год на 54,5%. Это достаточно серьезный рост, можно сказать, что железнодорожный транспорт справляется со своей задачей».

Для наглядности приведем конкретный пример. Каменный уголь — самый массовый груз железных дорог, одна из основ грузовой базы перевозчика. Мы уже упомянули о его росте за восемь месяцев этого года. Одна из главных причин — отличные экспортные цены. И недаром недавно экспорт по ж/д впервые превысил внутренние перевозки «черного надежного золота». Но если оглянуться на 15 лет, что существует РЖД, то за это время перевозки угля выросли почти в полтора раза. Особенно это проявилось в последние годы.

«Очень сильно увеличился экспорт угля, что связано с благоприятной экономической конъюнктурой для нашей угольной промышленности на внешних рынках и, соответственно, с выгодными для грузоотправителей тарифами на перевозку железнодорожным транспортом. С 2010-го по 2017 год погрузка угля на экспорт выросла более чем на 80%. Это значит, что там есть покупатель на этот уголь».

О значимости угля для перевозчика можно судить и по таким цифрам: с 2003 года его удельный вес в грузообороте вырос с 28% до 43%. А если взять железнодорожный грузооборот топливно-энергетического комплекса, то там доля каменного угля превышает 70%. Все это было бы невозможно, если бы за 15 лет компания «РЖД» не строила инфраструктуру. Это одна из главных заслуг компании за время ее существования.

«РЖД достаточно активно и модернизирует существующую инфраструктуру, и развивает, и строит новую. Например, в преддверии Олимпиады в Сочи была построена и введена в эксплуатацию совмещенная автомобильная и железная дорога. Построена железнодорожная линия в обход Украины протяженностью 137 км, проводится очень большая, масштабная программа по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба, развиваются подходы к портам Азово-Черноморского бассейна. Ну то есть очень много можно говорить».

Наш собеседник упомянул о восточном направлении — БАМ и Транссиб. Оно востребовано не только для экспорта сырья, но и для транзитных перевозок грузов из Азии в Европу через Россию. И одна из главных задач, которая сейчас стоит перед РЖД, — наращивание таких перевозок. Они осуществляются с помощью контейнеров — самый удобный и современный вид доставки грузов по ж/д. И заметим, что доля контейнерных перевозок последнее время растет опережающими темпами.

«Совершенно огромные перевозки осуществляются между Азией и Европой, с востока на запад. И грузы везутся в значительной части — это контейнерные грузы. Поэтому России для того, чтобы использовать свое географическое положение, надо развивать свой транзитный потенциал, развивать вот эту историю, которая связана с контейнерными перевозками. В 2017 году транзитные перевозки выросли до 21,7 млн тонн, а по итогам этого года они уже могут достичь 23 млн тонн. Перевозки именно по железной дороге в России и именно контейнеров — они растут последние пять лет примерно темпами по 6,5% в год. При этом общий рост мировой перевозки контейнеров из Азии в Европу — 5% в год, то есть у нас темпы роста выше, чем мировые».

Напомним и о проекте «Транссиб за 7 суток», который много лет развивает РЖД. Без него рост транзитных перевозок вряд ли был бы возможен. И в заключение еще раз выделим основные тренды развития грузоперевозок по железным дорогам. Рост погрузки: его не смогли сломить экономические коллапсы, в которых Россия побывала за последние 15 лет. Активное развитие перевозок товаров на экспорт и рост транзитных контейнерных перевозок, а это еще и возросшая роль России в мировой торговле. Все это подкреплено статистикой. Уверен, что позитив принесут и данные за сентябрь.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию