16+
Среда, 14 ноября 2018
  • BRENT $ 65.28 / ₽ 4448
  • RTS1100.05
8 ноября 2018, 18:05 Право

Кирилл Серебренников рассказал о «панических атаках» при виде финансовых бумаг

Лента новостей

Главный фигурант дела «Седьмой студии» продолжил давать показания в суде. В ходе его допроса стало известно о серых зарплатах проекта «Платформа», при реализации которого, по версии обвинения, были украдены 133 млн рублей

Кирилл Серебренников.
Кирилл Серебренников. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Второй день на процессе по делу «Седьмой студии» о хищении 133 млн рублей оказался полон сюрпризов. Во время допроса главного фигуранта режиссера Кирилла Серебренникова стало ясно, что участникам проекта «Платформа» платили серые зарплаты, а отчетность была далека от реальности. Также оказалось, что представитель Минкультуры на следствии был адвокатом свидетелей обвинения. Это дало повод защите ходатайствовать о его отводе.

На заседание Мещанского суда художественный руководитель «Гоголь-центра» надел, как всегда, черную футболку. Отличалась лишь надпись. Если раньше на спине было решительное «Жги», то сегодня философские слова пушкинского Фауста: «Все утопить». Заняв место за свидетельской трибуной, Серебренников продолжил свое выступление, начатое 7 ноября. Он отвечал на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова.

Общая мысль его выступления сводилась к тому, что проект, правда, стоил тех денег, которые на него выделялись из бюджета. Сам же Серебренников не ведал финансами, а отвечал лишь за художественную часть. Режиссер рассказал, что за три года было реализовано порядка ста различных мероприятий. Для их проведения было задействовано огромное количество актеров, режиссеров, музыкантов, дизайнеров и технических работников из России и зарубежных стран: Франции, Израиля, Голландии и других. «Было приглашено огромное количество людей из западного мира», — рассказывал подсудимый.

В самом начале он перечислил имена более двух десятков актеров, которые работали на постоянной основе на проекте. Позже они перешли на работу в его театр «Гоголь-центр». «Их присутствие и зарплата нужна была, чтобы удержать этих артистов в проекте», — пояснил Серебренников. Он сказал, что мог «сформулировать пожелание», сколько платить артистам, но решение принимал генпродюсер. Зарплату же техническим специалистам определял технический директор.

Цифры и реальность

На вопрос о том, как юридически оформлялись отношения между приглашенными актерами и «Седьмой студией», Серебренников признался, что ему это неизвестно. «Но они совершенно точно работали на «Платформе», точно получали деньги. Как только была задержка зарплаты, я сразу узнавал. Потому что приходили люди и говорили, что хотят есть», — пояснил режиссер. По его данным, на постоянной основе в «Седьмой студии» трудились более 60 человек.

Но озвученные его защитником документы — штатные расписания работников «Седьмой студии» — содержали совершенно иные данные. Так, оказалось, что в разное время в АНО числились от пяти до девяти человек. Подсудимый утверждал, что цифры не соответствовали фактическим. «Этого уже точно совсем не может быть, потому что в конце «Платформы» там было огромное количество людей», — сказал Серебренников.

Тогда защитник попросил судью озвучить данные о зарплатах работников фирмы. На бумаге они составляли в разные годы от 15 до 70 тысяч рублей. В одном из документов говорилось, что гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин получает зарплату в 45 тысяч рублей, а оклад главного бухгалтера Нины Масляевой был 35 тысяч. «Вы говорили, что размер вашей зарплаты составлял порядка 100 тысяч рублей в месяц. А вот в этом расписании указано, что у вас 70 тысяч рублей», — попросил объяснить подсудимого разночтения защитник.

«Нет, я получал 100 тысяч рублей», — сказал режиссер. При этом он пояснил, что взял Юрия Итина на работу на аналогичную зарплату. Нереальным подсудимый назвал и оклад главбуха. «Мы же из материалов дела узнали, что она 150 получала — больше нас всех!» — напомнил Серебренников, намекнув на нечистоплотное ведение отчетности его экс-подчиненной.

Один адвокат для свидетелей и потерпевшего

На вопрос защитника о том, участвовал ли он в заключении госконтракта на выделение денег на проект «Платформа» в 2011 году, Серебренников ответил отрицательно. «Я на самом деле не участвовал в подготовке документов и бумажек, потому что я в этом ничего не понимаю и панически их боюсь. Любые бумаги, которые мне приносят, вызывают у меня паническую атаку», — сказал режиссер.

Давать показания 8 ноября он так и не закончил. Этому помешало неожиданное ходатайство представшей вместе с ним перед судом бывшей чиновницы Минкультуры, а ныне директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софьи Апфельбаум. Она сообщила, что вступивший сегодня в дело в качестве представителя потерпевшего — Минкультуры — адвокат Александр Лебедев ранее являлся адвокатом четырех свидетелей обвинения и участвовал в очных ставках с ней. На этом основании подсудимая и защитница другого фигуранта, Алексея Малобродского, Ксения Карпинская заявили ему отвод. «Это свидетельствует о сговоре свидетелей с Министерством культуры», — мотивировала она просьбу.

Судья Ирина Аккуратова объявила 20-минутный перерыв, который затянулся на два часа. По его окончании оказалось, что Лебедев представлял на следствии интересы целых 11 свидетелей из числа работников Минкультуры, в том числе заместителя министра Николая Малкова, который координирует и контролирует деятельность департамента экономики и финансов. Именно это подразделение, как утверждает Апфельбаум, и должно было проверять финансовые отчеты «Седьмой студии» о расходовании выделенных государством на проект средств.

Однако обвинение утверждает, что это должна была делать Апфельбаум, ранее возглавлявшая департамент государственной поддержки искусства и народного творчества. Сама подсудимая настаивает, что только осуществляла общее кураторство проекта и это не входило в ее полномочия. Но свидетели дали показания против нее. Впрочем, защита считает, что фигурантку оговорили. «Все эти люди — сотрудники министерства, включая департамент финансов. И все они управлялись, как теперь понятно, одним и тем же человеком, который одновременно представлял интересы потерпевшего, — заявила Business FM Ксения Карпинская. — То есть все они между собой заинтересованы. Они, видимо, боялись за свое должностное положение. Поэтому к их показаниям, которые легли в основу обвинения Апфельбаум, а косвенно и других подсудимых, стоит относиться критически».

Для того чтобы изучить показания свидетелей, судья взяла тайм-аут до 10 утра 9 ноября. Ожидается, что завтра она примет решение по ходатайству об отводе. Если оно будет удовлетворено, это не застопорит процесс: у Минкультуры в суде есть еще один представитель — Никита Светченков. Однако если Лебедева все же выведут из дела, это позволит защите поднять вопрос о признании недопустимыми доказательствами показаний с его участием.

На скамье подсудимых четверо: художественный руководитель «Гоголь-центра», режиссер Кирилл Серебренников, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) и бывшая чиновница Минкульта Софья Апфельбаум, бывший гендиректор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и экс-генпродюсер этой фирмы Алексей Малобродский. Фигурантам вменяется хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 млн рублей из 214 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах АНО «Седьмая студия» на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа». Согласно обвинению, это делалось путем предоставления в Минкультуры недостоверных данных о стоимости и качестве проводимых работ и мероприятий. Фигуранты вину не признали. Он имени министерства к ним предъявлен иск на 133,2 млн рублей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию