16+
Понедельник, 17 декабря 2018
  • BRENT $ 61.05 / ₽ 4062
  • RTS1125.58
23 ноября 2018, 16:07 Общество

Неплательщиков ЖКХ все больше. В чем причина?

Лента новостей

Как заявил Business FM председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин, общий рост задолженности связан с ростом тарифов, а сегодняшние неплательщики — россияне работоспособного возраста

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Число злостных неплательщиков за услуги ЖКХ резко возросло. С начала 2018 года количество таких граждан увеличилось более чем на 20%, свидетельствуют материалы «Национального бюро кредитных историй» (НБКИ).

В совокупности недобросовестные потребители ЖКУ задолжали более 1,6 млрд рублей. За первые десять месяцев года эта сумма выросла на 27%. Всего в базе данных НБКИ более 29 тысяч неплательщиков.

В последнее время предприятия ЖКХ все чаще передают в НБКИ информацию не только по крупным долгам, но и по менее значительным суммам. Однако туда попадают только данные по гражданам — потенциальным потребителям кредитов.

В реестре не учитывают организации, а за их счет формируется основной долг за коммуналку, говорит председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин:

Константин Крохин председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ «Из-за того, что долги растут из-за органов исполнительной власти, муниципальных компаний, предприятий, которые в бюджет не доплачивают денежные средства, у нас все время нормальных плательщиков и добросовестных граждан смазывают общей краской — якобы они виноваты. Общий рост задолженности, на самом деле, происходит не в связи с падением доходов населения, а происходит в связи с ростом тарифов. Когда у нас, допустим, на 2019 год уже разрешено повысить тарифы на 2%, а тарифы растут на, 4,5-6%, можете предположить, что, наверное, на эту сумму возрастет и просрочка или задолженность. Если брать таких злостных неплательщиков, идейных, как правило, это работники могут быть органов исполнительной власти, депутаты, у которых это не единственное жилье, работники правоохранительных органов. Они пользуются своим статусом неприкасаемых. Как правило, не платят, пока не будет судебного решения. Когда оно появляется, тоже проблема с исполнением. Если говорить о простых гражданах, это, как правило, тяжелое материальное положение. Люди теряют работу, либо у них рушится бизнес, либо кто-то тяжело заболел. В случае с действительно большой просрочкой это тяжелые жизненные обстоятельства. Практически нет сегодня такой проблемы, как так называемые асоциальные люди. Сегодняшние неплательщики — это уже россияне работоспособного возраста. Пенсионеры как раз-таки платят вовремя. У них есть стабильный источник дохода — это пенсии и пособия. Первое, что они делают, получив эту пенсию или пособие, оплачивают жилищно-коммунальные услуги».

По словам Крохина, злостных неплательщиков за коммуналку в России, не больше 5%. 95% задолженностей погашается — пусть и с задержкой.

Пока долги по ЖКХ не сказать чтобы сильно влияют на кредитные истории граждан, потому что управляющие компании не очень активно сотрудничают с бюро кредитных историй и не передают массово информацию о неплатежах за коммуналку. Но в ближайшие годы ситуация может измениться, говорит пресс-секретарь Объединенного кредитного бюро Екатерина Котова:

— Мы видим определенный интерес со стороны поставщиков ЖКХ услуг к передаче информации о злостных неплательщиках в бюро кредитных историй. Некоторые из них даже загорелись идеей размещать на платежках предупреждения о том, что злостные неплательщики будут потом лишены возможности получать кредиты в банках. Сейчас в соответствии с законом компании ЖКХ могут передавать данные о неплательщиках, но это только те, по которым есть решение суда и оно не было исполнено в течении десяти дней. Таких не очень много. Сами компании еще не все знают о возможности таким образом влиять на своих клиентов. Я думаю, что в перспективе трех-пяти лет это уже будет более активно.

— А если такая информация есть о человеке и она отражена в кредитной истории?

— Кредитная история — набор фактов. Она говорит о том, что был факт задолженности, которую взыскивали по суду. Даже если человек оплатил, факт останется. Поэтому кредитную историю, как честь, нужно беречь смолоду.

В ноябре сообщалось, что взыскание долгов по ЖКХ могут передать коллекторам. Об этом заявили в «Мосэнерго», а «Росводоканал» уже передает часть задолженности коллекторским агентствам. Сейчас поставщики коммунальных услуг отдают в работу коллекторам не более 5% от этих долгов, остальное они взыскивают сами.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию