Действительно ли акциями в Instagram можно влиять на цены АЗС?
Лента новостей
Автомобилисты Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии поддержали успешный бойкот АЗС в Дагестане
Акция протеста продолжается уже четвертую неделю. Раскрутилась она посредством соцсетей под хештегом #бойкот_азс. Пользователи Instagram в Дагестане составили списки заправок, на которых, по их мнению, цены на «голубое топливо» необоснованно завышены, и призвали эти АЗС игнорировать.
О технологии бойкота рассказывает корреспондент дагестанской газеты «Черновик» Магомед Магомедов:
Магомед Магомедов корреспондент газеты «Черновик» «Это был достаточно долгий процесс, он длился недели три. В Instagram, в пабликах, достаточно крупных в дагестанском сегменте, выкладывались фотографии заправок, где цены были ниже, чем на основной массе заправок. Например, если в Махачкале на заправках была цена 28 рублей, то, скажем, в дагестанском городе Хасавюрте показывали, что стоимость газа — 18. Постепенно появились требования того, что давайте эти заправки, которые устанавливают высокие цены, будем бойкотировать. И постепенно жители перестали ездить на заправки, которые установили высокие цены, стали ездить на те заправки, где цены были ниже. Добились снижения цены на газ примерно с 26-28 рублей до 14 рублей 80 копеек. Я вот как раз мимо заправки прохожу, вижу уже нынешние цены».
Вскоре акция получила поддержку среди пользователей в соседних республиках — Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. После оттока клиентов средние цены на газ в Черкесске упали на два рубля. В Нальчике — только на 40 копеек.
«Спусковым крючком» для бойкота стала информация о том, что в соседней Чечне, оказывается, газ на заправках стоит 15 рублей за литр, в то время как в родной республике цены давно ушли за 20. Почему ценообразование в соседних регионах может так разниться? Комментарий вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева:
Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «К сожалению, там остались некие методы командного управления, которые есть от региона к региону. К примеру, Кемерово всегда был одним из самых низких по цене на топливо, потому что губернатор в приказном порядке говорил крупным нефтяным компаниям сдерживать цены. Какие внерыночные методы используются для низких цен, мы об этом не узнаем. Наверное, это задача ФАС выяснить, почему там были такие перекосы и что там: больше пытались заработать в других регионах или искусственно сдерживали и цены? К сожалению или к счастью, рынок ушел вниз. Цены не должны быть ни высокие, ни низкие. Они должны быть рыночные. Если рынок складывается, что должно быть 14 рублей, значит, должно быть 14».
Однако, по наблюдениям некоторых автомобилистов, вслед за понижением цен топливо вдруг потеряло в качестве. Говорит журналист Альберт Эседов:
Альберт Эседов журналист «Буквально сегодня я с автолюбителями разговаривал, они жалуются на качество газа, то есть, когда газ был немножко дороже, таких проблем с их автомобилями не случалось. Или глохнут, или плохо машина едет. Ставится под сомнение качество. То есть не за счет ли понижения качества или добавления в это топливо чего-то постороннего? Такие подозрения есть у автолюбителей».
Есть и другие проблемы. Как пишут в том же Instagram, с объявлением бойкота активизировались недобросовестные бизнесмены. Якобы к тем владельцам заправок, кто снизил цены, приезжают конкуренты и угрожают, а собственники более крупных точек следят за рынком и грозятся подавать в суд на тех, кто демпингует.
Тем не менее в Дагестане, как и в других северокавказских республиках, бойкот АЗС продолжается. Цель — закрепить успех и оставить цену на уровне 14-15 рублей за литр.
На волне успеха в Instagram уже объявили новый бойкот. На этот раз под прицел попали маршрутки. Пользователей не устраивает, что некоторые перевозчики установили высокую цену на билет — 23 рубля. Люди собираются ездить на старых «Газелях», где водители еще удерживают прежний ценник в 17 рублей.