16+
Воскресенье, 21 апреля 2019
  • BRENT $ 72.01 / ₽ 4612
  • RTS1260.82
24 марта 2019, 13:54 ОбществоПроисшествия

Viking Sky прибыл в порт Молде

Лента новостей

Член экипажа круизного лайнера Аман Мулдашев рассказал Business FM подробности эвакуации с судна. Паники, по его словам, не было. Пассажирам вернут деньги за несостоявшийся круиз

Фото: Reuters

Обновлено в 19:20

Судно Viking Sky, которое терпело бедствие у берегов Норвегии, по сообщениям СМИ, благополучно прибыло в порт Молде. Его пассажиров разместят в отеле, а затем отправят по домам самолетами. Деньги за несостоявшийся круиз клиентам вернут. Сам лайнер сильно пострадал, его ждет длительный ремонт.

ЧП с Viking Sky который следовал из Тромсе на севере Норвегии в Ставангер, произошло накануне, 23 марта. Во время шторма у судна внезапно отказали все двигатели, и его понесло к берегу. В двух километрах от берега Норвегии команде удалось поставить лайнер на якоря.

Большинство пассажиров лайнера — британцы и американцы, люди пожилого возраста. Россиян среди пассажиров нет, есть четыре российских гражданина в составе экипажа, сообщили в посольстве РФ в Норвегии.

Вот что об эвакуации и о буксировке рассказал Business FM один из членов экипажа Аман Мулдашев:

— К нам присоединили два буксира: один спереди, один сзади. Сейчас будут буксировать нас в сторону Молде.

— То есть уже всех пассажиров, тысячу человек, эвакуировали?

— Нет, дело в том, что эвакуировали вертолетами, потому что не было другой возможности и темно было. А сейчас уже светло, поэтому нас уже отбуксировали на безопасное расстояние от рифов, потому что мы были рядом с побережьем, боялись, что можем на мель сесть. Но сейчас нормально, пассажиров начали эвакуировать вчера еще после обеда. На данный момент около 400, где-то 370-360. За счет того, что погода была плохая, не могли спустить шлюпки, поэтому вертолетам нужно было зависать в воздухе над нами, чтобы забрать пассажира. А так сама эвакуация проходила вполне нормально, то есть никто не паниковал, не было пострадавших. Большинство гостей — это именно пассажиры пожилого возраста.

— Как эта эвакуация проходит? Выводят по три или по сколько человек или все стоят на палубе?

— На открытую палубу никого не выводили, потому что волны были очень сильные, только через верхний этаж, по несколько человек. У нас капитан делает объявление, что сейчас уже заканчивается эвакуация вертолетами и нас уже буксируют непосредственно в порт.

— Вчера, когда все это произошло, как оповещали, что было с пассажирами?

— Паники не было точно. В районе двух часов дня у нас объявили общесудовую тревогу. Все побежали на сборный пункт. На момент прихода на сборный пункт все поняли, что будет какая-то эвакуация, потому что шатало очень сильно, сильные волны разбивались о борт.

— Вас собрали и сказали, чтобы по каютам все сидели, никто не выходил или как?

— Наоборот, на кораблях в случае ЧП никогда не держат в каютах. Мы должны все оставаться на сборных пунктах. Мы как раз с капитаном и оставались. Из кают всех вытащили — и пассажиров, и персонал.

— Что говорят про причину остановки этих двигателей?

— Насколько я знаю, мы попали в грозовой шторм, а потом уже вышел двигатель из строя.

— Все четыре двигателя сразу вышли из строя из-за шторма?

— Нет, вышли из строя только два, именно ходовые. А небольшие, маленькие, они просто для маневров.

С самого начала происшествия пассажиры публиковали в интернете видео и фото. Например, на видео, снятом непосредственно перед инцидентом, судно сначала немного качается на волнах, а затем сильно кренится влево, так что мебель съезжает на одну сторону. На других записях в относительно спокойные моменты уставшие пассажиры спят прямо на полу, не снимая спасательных жилетов.

Viking Sky построен на верфи итальянской компании Fincantieri и спущен на воду в 2017 году. На судне есть SPA, фитнес-центр, несколько баров, кафе и ресторанов, магазины, кинотеатр, атриум.

Возможные причины бедствия Business FM обсудила с доктором военных наук, военным аналитиком, первым вице-президентом Академии геополитических проблем Константином Сивковым:

— Если даже не работал ни один двигатель, но сохранили работоспособность вспомогательные механизмы, круизный лайнер может находиться на воде многие годы. Проблема в том, что при штормовом море, если не работают двигатели, лайнер может развернуть лагом (бортом) к волне и в этом случае при сильном шторме он может опрокинуться. Однако, судя по тому, что удалось поставить лайнер на якорь, запустить один двигатель, при грамотных действиях команды, экипажа, надо полагать, что избежать катастрофы удастся. Поэтому, предполагаю, что идет эвакуация именно пассажиров, а не команды. Команда остается на месте, и она будет оставаться на месте до момента, когда ослабнет шторм и можно будет решить задачу буксировки лайнера непосредственно в порт для аварийного ремонта. То, что лайнер имеет сейчас возможность работать одной машиной, позволяет ему удерживаться в море носом к волне.

— Такой огромный лайнер может сорваться с якоря?

— Вполне. Там не столько сам риск сорваться с якоря, то есть потерять якорь, сколько риск в том, что в результате постоянных и систематических ударов якоря могут сорваться со дна.

— Ранее сообщалось, что у лайнера было два двигателя и оба отказали. Сегодня Reuters сообщило, что у лайнера было четыре двигателя, все они отказали и удалось запустить только один. Вообще, по какой причине могли отказать все четыре двигателя у такого огромного судна?

— Лайнер вошел в строй в 2017 году, два года тому назад. Видимо, две причины: либо имели место конструктивные недостатки в двигательной установке, которые привели к выходу из строя двигателей, либо это связано с тем, что было загружено некачественное топливо, потому что вероятность того, что двигатели вышли из строя в результате неправильной эксплуатации личным составом, слишком мала.

Но главный редактор «Морских вестей России» Анатолий Кузнецов версию некачественного топлива исключает. По его мнению, двигатели круизного лайнера отказали из-за сбоя в компьютерной системе судна, который мог произойти из-за очистки топлива:

— Здесь есть несколько очень опасных моментов, и самый главный, самый опасный — то, что судно находится совершенно недалеко от берега, а волны и ветер идут в сторону берега. Якоря могут в любой момент не выдержать, это бывает достаточно часто, и тогда его понесет на скалы. То, что вывозят людей вертолетами, это единственный вариант, который сейчас можно применить, поскольку сильное волнение не позволяет любым плавсредствам подойти к борту и перегрузить людей. Вообще, с борта перегружать людей с пассажирских судов очень сложно, потому что высота борта у разных судов разная. У спасателей, как правило, гораздо ниже выходные двери, чем у пассажирских, поэтому там были бы свои проблемы. Но самое сложное и опасное, что можно было придумать, это вывозить людей вертолетами, потому что вертолеты не могут сесть на палубу из-за волнения, из-за качки, а на тросы подцеплять и тросами, как это делается, подтягивать людей внутрь вертолета… Представьте себе, там пожилые люди, которым нужно на качающейся палубе не упасть, зацепить себя этим поясом, тросом, тебя подтянут вверх — ветер, болтает, это великое испытание.

— Но вообще лайнер новый, ему всего два года. Насколько судно защищено в условиях шторма?

— Судостроитель — итальянская фирма, это знак качества, но, мне кажется, в данном случае технический прогресс перехитрил сам себя, потому что на судне двигатели оснащены очисткой выхлопных газов, это большой реверанс в сторону экологии. Но очистка выхлопных газов, видимо, привела и могла привести к внезапной остановке двигателей, причем всех.

— А некачественное топливо могло бы стать причиной?

— Нет, некачественное топливо никак не может быть закачано на судно, это не страны третьего мира.

В январе 2012 года круизный лайнер Costa Concordia, также построенный на итальянской верфи Fincantieri, потерпел крушение в Тирренском море. На борту находились свыше четырех тысяч человек, 32 погибли.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию