16+
Воскресенье, 16 июня 2019
  • BRENT $ 62.04 / ₽ 3994
  • RTS1341.05
24 мая 2019, 18:05 Общество

Что не так с поездами в московском метро?

Лента новостей

В четверг, 23 мая, между станциями «Алтуфьево» и «Бибирево» сломался поезд модели «Ока». Производитель «Метровагонмаш» заплатит штраф в 1,5 млн рублей

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Если вы часто бываете в метро, вам больше всего знакомы такие типы поездов: сине-зеленые «Ежи» и «номерные» вагоны, которые ходят с конца 70-х. В начале нулевых стали производить вагоны «Яуза» и «Русич»: уже с информационными табло, отоплением и кондиционером. Конструкция этих вагонов была очень дорогой, им на смену пришли поезда «Ока». Серо-голубые поезда выпускаются в разных модификациях: и со сквозным проходом, и без него. Наконец, самые новые сквозные поезда «Москва», которые ходят с 2017 года. Там впервые появились полусидячие места и USB-зарядки для гаджетов.

Авария в четверг, 23 мая, вызвавшая коллапс между «Алтуфьево» и «Бибирево», произошла с поездами «Ока». По данным проекта Baza, предполагаемая версия: якобы под пятым вагоном отломились несущие детали. Разрушился токоприемник и стал цепляться за шпалы, что по цепочке ударило по конструкциям шестого вагона, где удар тоже пришелся на токоприемник. Озвученную версию комментирует бывший сотрудник «Метровагонмаша», слесарь-сборщик, экс-председатель профсоюза работников метрополитена Вячеслав Бабочкин:

Вячеслав Бабочкин слесарь-сборщик, бывший сотрудник «Метровагонмаша», экс-председатель профсоюза «Защита» «Токоприемник — это уже серый чугун. Серый чугун сплавляется, делается тверже. Складывается впечатление, что они где-то закупили это литье для токоприемников, которое оказалось перекалено, что ведет к микротрещинам, которые не видно вооруженным глазом, и по методу, как раньше было, давай-давай, гони план, неопытный рабочий или такой, которому все равно, что ставить, ставил эти токоприемники на изделие. И в результате эксплуатации эта микротрещина расширялась, получился срыв токоприемника, могла и тележка соскочить, могли бы перевернуться вагоны. Оборудование, которое стоит на вагонах «Метровагонмаша», устарело. Когда устанавливали это оборудование, особенно тормозную систему, мы тогда создали свой профсоюз, и мы перед генеральным директором поставили вопрос о прекращении поставки на вагоны бракованной продукции. Это звенья одной цепи, и установка некондиционного и бракованного оборудования на вагоны метро сейчас дает отклик, оно изнашивается. Борьба с браком закончилась для нас увольнением, а не принятием конкретных мер».

Вот что Business FM рассказал москвич Александр, который оказался в метро во время поломки поезда:

«Ехал, кажется, в следующем за проблемным поездом. Поезд остановился, но как обычно никто не обращает внимание на это, потому что все привыкли, иногда поезда останавливаются. Прозвучало объявление, что не переживайте, как обычно, что ничего страшного, скоро отправимся. Через минут 20 все поняли, что что-то случилось, придется ждать еще неизвестно сколько. Минут через 40 ожидания уже люди стали нервничать, потому что начали разговаривать друг с другом, появился смех. Минут через 50 люди стали реагировать вообще на все, что происходит вокруг. Минут 50 прошло или даже час, вагон открыл работник метрополитена, и мы, видимо, дотянули до станции «Алтуфьево», проходя сквозь поезд, мы выходили через кабину машиниста, который только-только въехал на станцию. Были пожарные, полиция».

Стоит отметить, что аварии с поездами в московском метро большая редкость. Но за последние несколько дней их произошло две. Поезда вида «Ока», кстати, также ходят на новой Большой кольцевой линии, где произошло предыдущее ЧП, и в поездах оказались заблокированы тысячи пассажиров. Точные причины, что произошло тогда, пока не озвучены, в качестве предполагаемых версий назывались неисправность контактного рельса или токоприемника поезда. Так или иначе, есть вопросы к производителю поездов «Ока»: в данном случае мытищинскому «Метровагонмашу». Поезда не доработанные и плохо обслуживаются, считает председатель профсоюза Московского метрополитена Николай Гостев:

Николай Гостев председатель профсоюза Московского метрополитена «Подвижной состав метрополитена все-таки должен проходить обязательную сертификацию, а не добровольную. Завод-изготовитель делает под себя, а этот подвижной состав в стандарты метро не вписывается: он мощнее, тяжелее, энергосеть его не выдерживает, у нас частые задымления кабельных линий, на подстанциях выбивает защиту. Просто его надо нормально сертифицировать и доработать. Технические и конструктивные мысли в этот состав заложены очень хорошие, но они выполнены таким образом, что они просто непригодны для нашего метрополитена. Берутся вагоны, как правило, в лизинг и обслуживаются заводом-изготовителем. Работники метрополитена теоретически не могут касаться технической части. Нет надзора над тем, что делает завод-изготовитель. На бумаге он существует, но фактически он, конечно, оставляет желать лучшего. А эти два случая — это, в общем, звенья одной цепи и очень похожие. Сначала идет короткое замыкание, после этого выходит из строя контактный рельс, и отшибает негабаритом остальные «башмаки». Тяжело ликвидировать такие неисправности, когда они уже случились. Учет неисправностей по этим новым вагонам засекречивается. Мы даже в суде не можем получить эти данные».

«Метровагонмаш» сейчас единственный поставщик вагонов для метро. Он входит в «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. До 2012 года его совладельцем был и заммэра, руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Как писали «Ведомости», пять лет назад Москва перешла на закупку вагонов метро по контрактам жизненного цикла: победитель должен не только поставить новые вагоны, а затем их обслуживать 30 лет, благодаря этому мэрия надеялась расширить число поставщиков.

Но хотя интерес проявляли Siemens, Bombardier и Skoda, конкуренции не получилось: требовалось в сжатые сроки локализовать в России производство и открыть конструкторское бюро. Эксперты отмечали, что конкурировать с «Трансмашхолдингом» сложно: там уже развито производство и сервис, более низкая себестоимость и нет валютных рисков. Впрочем, составы «Ока» Московский метрополитен сейчас больше не намерен закупать, только новые поезда «Москва». Средняя цена вагона, заложенная в бюджете, составляет около 86 млн рублей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию