16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.41 / ₽ 8179
  • RTS1174.88
8 августа 2019, 11:30 Технологии

Роботизированное будущее уже убивает некоторые профессии?

Лента новостей

Кассиров в России становится меньше, подсчитали сервисы по поиску работы. Рекрутеры связывают это с постепенным распространением касс самообслуживания. Впрочем, эксперты считают, что полностью заменить сотрудников роботами пока невозможно

Фото: depositphotos.com

Сервис по поиску работы HeadHunter подсчитал, что за первые шесть месяцев этого года количество вакансий кассиров в России снизилось на 17,7% — до 77,95 тысячи. Статистику подтверждает и SuperJob, пишет РБК. Там отметили, что в июле 2019 года на сайте было размещено почти 3 тысячи подобных вакансий — это почти в два раза меньше, чем за тот же месяц прошлого года.

Хотя, если зайти в недорогой супермаркет, то обязательно встретишь объявление «работа кассиром». Однако рекрутеры замечают, что в магазинах все больше появляется касс самообслуживания. Они очень удобные: подошел, сам все отсканировал, заплатил картой, предъявил воротам чек и вышел.

Вообще, это часть большого тренда: исчезновение профессий. Продавцы, операционисты в банках, страховые агенты, бухгалтеры — всех их будет постепенно заменять техника. Но не все так просто. Это дорогостоящий процесс: оборудование стоит денег, и понадобятся люди, которые будут за ним следить. По поводу тех же касс самообслуживания рассуждает руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru Наталья Голованова.

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru «Кассы самообслуживания, если вы заметили, тоже требуют привлечения дополнительного персонала — охранников, контролеров. На шесть касс самообслуживания в крупной сети обычно приходится еще два контролера и охранника. В магазинах формата «у дома» крупные сети не могут отказаться от так называемой Гали или кого-то, кто прибегает с ключом и отменяет ошибочно пробитые покупки».

В итоге робот, по крайней мере пока, гораздо дороже живого человека. Также понадобится очень много айтишников, чтобы обеспечивать работу сложной техники. Хедхантеры говорят, что их уже не хватает и где взять — непонятно. С одной стороны, конечно, нужно учить людей. Но ведь не у каждого есть способность к техническим наукам, да и к наукам вообще. А уж кассиры на программистов точно не смогут переучиться. Но и они без работы в ближайшем будущем точно не останутся: в России еще полно мест, где сложности с интернетом. Уберешь оттуда кассира, а завтра электричество, как в известном анекдоте, скажет «ну-ну», отключится и парализует работу магазина.

Но даже там, где устойчивая связь, встает скорее идеологическая проблема. То, что должно заменить ручной труд, требует все того же ручного труда, замечает руководитель проектов некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Ольга Глухова.

Ольга Глухова руководитель проектов некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» «Поставить такую систему — это значит очень хорошо продумать логику бизнес-процесса. Честно скажем: даже в крупных компаниях часто сталкиваемся мы с тем, что логика бизнес-процесса несколько хромает и многое находится на ручном режиме. А система и ставится для того, чтобы не было ручного режима. Здесь много подводных камней — не все так просто, как кажется».

Или из личных наблюдений. Известно, что Сбербанк, развивая свои технологии, постепенно сокращает отделения и клерков. На днях я был в Сбербанке, наверное, впервые за три года, чтобы получить перевыпущенную карту. Это, конечно, можно сделать только лично, вместе с живым представителем банка. Я прождал в офисе минут 25. Передо мной была еще не старая женщина, которая пришла за пенсией и предъявила операционистке сберкнижку, и молодой парень, который, несмотря на наличие смартфона, пришел в банк, чтобы получить перевод.

Другой пример: Business FM как СМИ постоянно отправляет в разные ведомства запросы, а там все еще просят делать это по факсу. На той стороне есть человек, который этот факс принимает, оформляет, кладет его в бумажную папку «Входящие».

Роботизированное будущее, конечно, наступит. Но пока нас всех можно сравнить с людьми на лошадях, которые удивленно открывают рот, увидев автомобиль.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию