16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
31 октября 2019, 21:48 Общество

Фонд кино ответил РБК и Счетной палате

Лента новостей

Счетная палата нашла непрозрачной систему господдержки российского кино. РБК написало, что компании подозревают в выводе средств в офшоры. Впрочем, Фонд кино с этой формулировкой не согласен

Фото: depositphotos.com

Счетная палата прошлась по всем болевым точкам Фонда кино. А их много. Во-первых, неэффективное использование средств. И хотя сам фонд уже неоднократно заявлял о том, что проекты делятся на возвратные (те, сборы с которых должны покрыть затраты государства) и невозвратные (которые следуют скорее просветительской цели), проблемы остаются.

Аудиторов не устраивает, что экспертное сообщество выделяет деньги под тот или иной проект, невзирая на его предыдущие неудачи. Взять тот же мультфильм «Урфин Джюс» 2016 года, первая часть которого провалилась в прокате. Но на вторую часть бюджет все же выделили. При этом создатель самой кинокомпании СТВ, снявшей ленту, Сергей Сельянов утверждает, что деньги выделялись сразу под два проекта и на тот момент никто не знал, «выстрелит» фильм или нет. В итоге возникает вечный вопрос: на чьи деньги должен жить российский кинематограф? Комментирует Карен Шахназаров.

Карен ШахназаровКарен Шахназаров генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» «Сама система господдержки, на мой взгляд, в РФ весьма и весьма неэффективна. В принципе могут быть только две системы в кино: либо это система советская, где государство дает средства и выступает в роли продюсера, либо это должна быть американская система, где чистый рынок, никакой господдержки. Другого не может быть. Мы от советской ушли, а в ту не пришли, мы сидим посередине».

Однако есть и иные претензии — это отбор и голосование. Происходят они, как правило, устно — никаких бланков или документов нет. А данные и вовсе не хранятся. Отсюда вытекает логичный вопрос — а есть ли конфликт интересов? Ведь если бланки нельзя проверить — нельзя и утверждать, что тот или иной режиссер или продюсер не мог голосовать за свой же проект.

При этом Минкульт уверяет, что члены экспертного совета обязаны заявить о возможном конфликте. Вот только заявляют ли? РБК отмечает: когда в число экспертов входил член киностудии «Союзмультфильм», компания становилась крупнейшим получателем господдержки с 2016 по 2018 годы.

Пожалуй, самое любопытное в отчете Счетной палаты касается не получения субсидий, а того, на что они тратятся. Аудиторы пришли к выводу, что около 60% от сметы всех фильмов было направлено либо в компании, зарегистрированные на Кипре, либо в российские фирмы со штатом от одного до девяти сотрудников. Проверяющий орган привел в пример отчет той же СТВ, которая из выделенного ей бюджета в 500 млн рублей на создание мультфильма «Конек-Горбунок» почти половину перечислила на счет некой ООО «Глобус фильм». По данным СПАРК, в компании работают всего два человека. В случае передачи средств зарубежным компаниям РБК назвал такую процедуру «выводом в офшоры». Фонд кино потребовал опровержения.

Закон не запрещает привлечение к производству кинокомпаний-нерезидентов. Вот только такие фирмы не обязаны представлять отчет об использовании средств Фонду кино. О целях таких финансовых операций рассуждает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Эдуард СавулякЭдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Ну, во-первых, Кипр не офшор. Но здесь вопрос в том, что деньги уходят из России на какие-то странные кипрские компании, вообще непонятно, что они делают и набивает ли кто-то себе карман. Вот это для нас разумный вопрос. Теоретически налоговые органы российские могли до сих пор эти операции просто не проверять. Но если российским банкам казалось, что достаточно большие деньги идут на какие-то компании, отчеты они не сдают, допустим, то они, видимо, должны были как минимум эти платежи, во-первых, не пропускать, а во-вторых, с Росфинмониторингом на эту тему посоветоваться. Но у них претензий не возникло».

В свою очередь в Фонде кино заявили, что фирмы с небольшим штатом, в том числе зарубежные, обычно являются продакшн-компаниями или анимационными студиями. Работа с ними — стандартная практика для бизнеса, отметили эксперты кинорынка.

В целом Фонд кино согласился с замечаниями, подчеркнув, что никаких нарушений закона Счетная палата не обнаружила. Минкульт же тем временем готов к реформам, чтобы установить новые стандарты отбора и финансирования. Они должны появиться уже в следующем году.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию