16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.62 / ₽ 8094
  • RTS1173.13
10 декабря 2019, 13:16 Финансы

Ипотека под 2%: шанс на жизнь или защита от Китая? Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Ипотечный кредит под такой процент начали выдавать в России, однако получить его могут далеко не все. По мнению колумниста, цель здесь — попытка привязать людей к Дальнему Востоку

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

В России официально начали выдавать ипотеку под… 2%. Но не всем и не везде. Только молодым семьям, только раз в жизни и только на Дальнем Востоке. Первые три таких кредита выдал молодым семьям во Владивостоке банк «Дом.рф». По сути, это еще одна отчаянная мера российских властей остановить отток населения с Дальнего Востока и угрозу ползучей колонизации региона Китаем.

Идею давать суперльготную ипотеку молодым семьям и участникам программы «Дальневосточный гектар» впервые озвучил президент России Владимир Путин на ежегодном Восточном экономическом форуме 5 сентября. Правительству поручили обеспечить запуск этой ипотечной программы не позднее 15 декабря 2019 года. Правительство, как мы видим, справилось — точнее, отчиталось о первых кредитах в срок. А вот в том, даст ли эта программа какой-то существенный эффект, есть большие сомнения.

Пока на программу выделено 450 млрд рублей, а сам кредит не должен быть выше 6 млн рублей. Таких кредитов государство собирается выдать около 147 тысяч. В принципе, это достаточно много, если учесть демографическую картину Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает более 40% территории России, но здесь проживает всего 5,6% населения страны. Примерно 25 лет численность населения региона неуклонно падает: если в 1991 году здесь жили 8 млн человек, то к 2016-му постоянных жителей осталось всего 6,2 млн. Осенью 2018 года к Дальневосточному федеральному округу указом президента присоединили Бурятию и Забайкальский край, но это лишь вернуло численность населения региона в новых границах к показателям почти 30-летней давности.

Естественная убыль населения с российского Дальнего Востока — преимущественно в центральную Россию — продолжается. Этого пока не изменили ни введение бесплатного «дальневосточного гектара», который может получить любой гражданин России, ни повышенные пособия на детей, ни заработавшие в 2015-2016 годах в регионе режимы территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ). Есть отдельное профильное региональное министерство в федеральном правительстве, есть Корпорация по развитию Дальнего Востока. Но люди, прежде всего молодые, все равно не хотят там жить и при первой возможности уезжают.

Главная задача льготной ипотеки под 2% — привязать людей к Дальнему Востоку. Отсюда некоторые ограничения этой программы, которые напоминают мягкое «крепостное право». Счастливые обладатели двухпроцентной ипотеки обязаны прописаться в своем ипотечном жилье в течение девяти месяцев с момента получения кредита. Им нельзя менять эту прописку не менее пяти лет с момента выдачи кредита — то есть, де-факто, людей на пять лет лишают конституционного права на свободный выбор места жительства.

Конечно, при всех нынешних исторических минимумах ставка обычных ипотечных кредитов в России вряд ли скоро приблизится к отметке 2% — сейчас она вчетверо выше. Но даже льготный ипотечный кредит сроком до 20 лет надо на что-то выплачивать.

Главная причина отъезда молодых людей с Дальнего Востока и отсутствия интереса у остальных россиян к бесплатному «дальневосточному гектару» — отсутствие понятных экономических перспектив и достойной работы. Понятно, что в России вообще гигантские диспропорции в развитии регионов: есть Москва и — с большим отрывом — все остальные. Внутри Дальневосточного округа, только на качественно более низком уровне, такая же картина: две трети суммарного ВРП дальневосточных территорий формируют Якутия, Сахалинская область и Приморский край.

В Бурятии и Забайкалье без работы, по официальным данным, каждый десятый житель в трудоспособном возрасте (старше 15 лет) сидит без работы. Хотя в других регионах Дальневосточного округа безработица не такая большая, особенно в крошечной Чукотке (там она не превышает 2%, это в два с половиной раза меньше, чем в среднем по России), зарплаты все равно нищенские — не сравнить с сибирскими нефтяными провинциями или Москвой.

При этом задача сохранить и приумножить население Дальнего Востока для России не столько экономическая, сколько политическая. Рядом Китай, у которого есть экономические возможности и избыток рабочей силы для ползучей колонизации российского Дальнего Востока.

Одной ипотеки под 2% для молодых семей слишком мало, чтобы решить эту задачу. Дальний Восток должен стать динамично развивающимся российским экономическим раем. Туда нужно привлекать гигантские инвестиции (причем, желательно, российские и иностранные, но не преимущественно китайские). Там необходимо радикально менять инфраструктуру и обновлять рекордно старый, по российским меркам, жилой фонд. Там давно пора, наконец, обеспечить доступное транспортное сообщение с материковой Россией, чтобы жители Дальнего Востока чувствовали, что до остальной России можно добраться не дороже и не труднее, чем до соседнего Китая.

Так что Дальний Восток — едва ли не главный вызов для всей российской региональной политики. А то гордиться своей гигантской территорией мы любим и умеем, а осваивать ее — не очень.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию