16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.92 / ₽ 8202
  • RTS1163.50
22 января 2010, 16:15 Криминал

В Бутырке забыли про права заключенных

Лента новостей

Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности сотрудников Бутырского СИЗО в связи с самоубийством заключенного Алексея Максимова. Его адвокат требует привлечь начальника изолятора к ответственности

 Алексей Максимов. Фото: ИТАР-ТАСС
Алексей Максимов. Фото: ИТАР-ТАСС

Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности сотрудников столичного СИЗО № 2 (Бутырка) в связи со смертью в январе в данном учреждании бывшего директора саратовского завода «Серп и молот» Алексея Максимова, обвиняемого в организации убийства прокурора Саратовской области Евгения Григорьева.

Выяснилось, что при поступлении в СИЗО арестованный не был осмотрен врачом-психиатром. В результате обвиняемый оказался не в больнице СИЗО, а в общей камере, где 14 января повесился. Адвокат погибшего Алексей Сагадиев заявил BFM.ru, что намерен добиваться привлечения к уголовной ответственности начальника изолятора за допущенную халатность.

Как сообщила BFM.ru официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, Генеральная прокуратура РФ провела проверку законности в деятельности следственного изолятора № 2 УФСИН России по Москве в связи со смертью подсудимого Алексея Максимова. «По результатам проверки в адрес директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России внесено представление об устранении нарушений закона», — сказала она. — Кроме того, материалы проверки направлены в следственные органы для принятия процессуального решения».

Евгений Григорьев был застрелен у подъезда своего дома на улице Большая Горная в Саратове вечером 13 февраля 2008 года. Уже в марте 2008 года арестовали предполагаемых исполнителей убийства — Марата Казакова, Александра Панченко и Букенбая Казиева. 6 марта 2008 года был задержан и Алексей Максимов, которому вменили организацию преступления. По версии следствия, он заказал убийство прокурора области, так как считал его причастным к рейдерским атакам на свое предприятие.

14 января 2010 года Максимов был найдем повешенным в общей камере изолятора. Как ранее сообщал BFM.ru, его тело рано утром обнаружили сокамерники. Сразу же после гибели заключено его адвокат заявил, что Максимов был незаконно помещен в общую камеру СИЗО, поскольку медики диагностировали у него временное психическое расстройство — реактивный психоз.

Генпрокуратура согласилась с утверждениями защитника. В сообщении, размещенном на официальном сайте ведомства, говорится, что Максимов прибыл в Бутырское СИЗО 28 декабря 2009 года на основании постановления Саратовского областного суда, который 26 октября назначил ему проведение повторной судебно-психиатрической экспертизы в институте им. В. П. Сербского.

«Установлено, что при поступлении в СИЗО Максимов не был осмотрен врачом-психиатром», — отмечается в сообщении. По данным Генпрокуратуры, сотрудник дежурной службы распределил Максимова в общую камеру, предназначенную для содержания ранее несудимых лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений. В ней находилось 20 человек.

При этом в материалах личного дела заключенного имелось решение Чеховского городского суда Московской области, который 30 октября 2009 продлил Максимову срок госпитализации в связи с выявленным у него психическим расстройством. Это являлось основанием для того, чтобы поместить обвиняемого в психиатрическую больницу Бутырского СИЗО. «Несмотря на это, Максимов в нарушение требований ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был помещен в общую камеру», — констатирует надзорное ведомство.

Генпрокуратура отмечает, что за все время нахождения в изоляторе «Максимова ни разу не осмотрел не только врач-психиатр, но и никакой другой медицинский работник учреждения». «В результате заключенный не получал надлежащую психиатрическую помощь, чем были существенно нарушены его права, гарантированные статьей 24 вышеуказанного закона», — подчеркивается в сообщении.

В ходе проверки также выяснилось, что в медицинской службе СИЗО № 2 из 64 штатных должностей не укомплектовано 12. Долгое время вакантны должности начальника медицинской части, врача-рентгенолога, врача-фтизиатра, врача-психиатра, фельдшера, начальников двух психиатрических отделений больницы. «ФСИН России не обеспечивает исполнение требований закона в части оказания своевременной медицинской помощи заключенным», — резюмирует Генпрокуратура.

По мнению данного ведомства, сотрудники следственного изолятора не осуществляют надлежащий надзор за поведением заключенных под стражу лиц. «Так, в камере, где содержался Максимов, хранилась самодельная веревка. Тем не менее, работники учреждения не приняли своевременные меры по изъятию запрещенного предмета», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Изучив видеоархив СИЗО, прокурорские работники установили, что ночью 14 января сотрудники изолятора не контролировали обстановку в камере, где находился заключенный. «В результате неоказания психиатрической помощи и ненадлежащего обеспечения режима содержания Максимов повесился на самодельной веревке в санитарном узле камеры», — резюмирует Генпрокуратура.

Она пришла к выводу, что ведомственный контроль со стороны Федеральной службы исполнения наказаний России и территориального органа уголовно-исполнительной системы за деятельностью следственного изолятора № 2 «не отвечает предъявляемым требованиям и не обеспечивает соблюдение прав на охрану жизни и здоровья граждан и безопасных условий содержания».

Все эти выводы не стали неожиданностью для защитников погибшего. «По всем документам, которые были в распоряжении органов следствия и имелись в личном деле Максимова, было видно, что он представляет опасность для себя и для окружающих», — заявил BFM.ru Алексей Сагадиев. Он заявил, что намерен обратиться следственные органы с требованием привлечь к уголовной ответственности за халатность (статья 293 УК РФ) начальника Бурырского СИЗО Дмитрия Комнова. «За такие вещи начальник СИЗО сам должен находиться в камере изолятора», — считает защитник.

Адвокат напомнил, что в настоящее время Следственный отдел по Тверскому району Москвы СКП РФ проводит проверку случившегося. Ранее Сагадиев высказал BFM.ru сомнения по поводу того, что его клиент мог наложить на себя руки, поскольку 28 декабря Верховный суд России признал незаконным решение об аресте Алексея Максимова.

Отметим, что это уже второй крупный скандал в связи с пришествиями в столичных следственных изоляторах. 17 ноября 2010 года в СИЗО «Матросская тишина» скончался 37-летний юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский. Представители Магнитского утверждают, что в СИЗО ему не предоставлялась медицинская помощь. Сам подследственный не раз жаловался на нечеловеческие условия содержания в СИЗО, в частности, на отсутствие туалета, горячей воды и окон.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию