16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
11 января 2020, 11:04 Компании

В России появились новые долларовые миллиардеры

Лента новостей

Это Ратмир Тимашев и Андрей Баронов, основатели Veeam Software, которая занимается системами резервного копирования данных. И она — один из лидеров мирового рынка. Почему российские IT-компании становятся иностранными?

Фото: depositphotos.com

Американцы инвестировали в российскую компанию Veeam Software еще семь лет назад. Хотя российской ее можно назвать условно. Штаб-квартира — в Швейцарии. Новый владелец, который теперь станет единственным бенефициаром — американский инвестфонд Insight Partners. Руководство скоро тоже переберется в Штаты. Но основатели — выходцы из России. Можно даже, хоть и с натяжкой, сравнить с Google, чей сооснователь Сергей Брин тоже выходец из России. Но если последний уехал из страны вместе с родителями в детстве, то отцы Veeam Software закончили МФТИ и делили комнату в общежитии. В начале 90-х сооснователь компании Ратмир Тимашев отправил резюме в университет штата Огайо, получил приглашение и уехал. Там занялся бизнесом, а потом вернулся в Россию. И вот как он об этом пять лет назад рассказывал в программе «Между делом» на Business FM.

Ратмир Тимашев сооснователь Veeam Software «Когда мы в Америке начали компанию нашу первую, мы же организовали центр по разработке программ не в Китае, не в Индии, не в Канаде, хотя это тоже хорошее место для организации производства программных продуктов. А мы организовали в Санкт-Петербурге, потому что у нас есть связи, поэтому если бы мы не утекли как мозги в 1992 году, то мы бы, наверное, не организовали здесь и не создали производство. Когда мы уезжали, мы тогда везли с собой и одеяла, и подушки, потому что денег не было. Но когда приехали, мы поняли, что да, это очень хорошее место — Америка. Я помню свое первое чувство — это чувство свободы».

Сейчас Ратмир Тимашев и его партнер Андрей Баронов — миллиардеры. Американцы купили их компанию за 5 млрд долларов. Veeam Software — это программы для резервного копирования. Очень востребованный на рынке продукт. Например, для банков — потеря данных для них критична, это синоним разорения. Причем, выходцы из России были одни из первых, кто предложили этот продукт мировому рынку. Рассказывает основатель корпоративного акселератора Startech Владислав Здоренко.

Владислав Здоренко основатель корпоративного акселератора Startech «Самое главное — это то, что они создают резервные копии, они хранят все эти данные, они могут восстанавливать, защищать и так же мониторить на случай сбоев. Насколько успешен этот бизнес, можно понять по тому, что все идет сейчас в цифры, все идет в диджитал. Соответственно, есть решение, оно очень многим компаниям нужно. Насколько помню, они лидеры вообще по рынку. Они одни из первых были, кто это предложил. То есть это достаточно успешная компания».

Кстати, первым инвестором в компанию нашего собеседника был как раз новоявленный миллиардер Ратмир Тимашев. Его пример, конечно, не единственный. Осенью стало известно, что инвестбанк Goldman Sachs вложил почти 150 млн долларов в компанию «Акронис». Она тоже занимается резервным копированием, и один из основателей — тоже выходец из России. Штаб-квартира в Сингапуре. На «венчурном» языке «Акронис» называют «единорогом». Стартап, стоящий больше миллиарда долларов, у которого нет стратегического инвестора. Но штука в том, что таких «единорогов» у нас крайне мало. А основатели российских IT-компаний, когда они добиваются успеха, стараются побыстрее их продать. Об этом в интервью Business FM говорил крупнейший российский инвестор в IT-отрасль Леонид Богуславский.

— Вот это желание основателей, ну ладно с инвесторами, основателей — зафиксировать хороший материальный результат побыстрее — связано еще с тем, что в России очень сжался, стал очень маленьким рынок выходов, то есть рынок продаж компаний на поздних стадиях.

— То есть свет в конце тоннеля не просматривается для роста?

— Плохо просматривается. Но это не связано с тем, что вообще нет таких игроков, стратегов, которые покупают компании, а связано с тем, что их мало. Рынок этот уходит, потому что рынок — это когда чего-то много, а когда есть три-четыре потенциальных покупателя, это не рынок.

На Западе обычно по-другому. Там основатели холят и лелеют свое детище, живут на деньги частных инвесторов, отказываются от продажи. И только через много лет, когда понимают, что момент настал — продают. Яркий пример — Facebook. Между основанием и выходом на биржу — прошло восемь лет.

Veeam Software Ратмира Тимашева и Андрея Баронова — из этой серии, компанию основали 14 лет назад. И все это время она хоть и условно, но была российской. Без всякого участия и влияния государства, которое у нас — основной инвестор в IT-отрасль. Теперь американская и скоро выйдет на IPO. Повод для гордости остался, основатели, разработки — наши. Но для полной гордости кое-чего не хватает.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию