16+
Четверг, 9 июля 2020
  • BRENT $ 42.92 / ₽ 3038
  • RTS1248.85
1 апреля 2020, 18:45 Общество

Что думают производители об эксперименте по маркировке питьевой воды?

Лента новостей

По словам участников рынка, они рассчитывали на поддержку властей, но никак не на дополнительную финансовую нагрузку в условиях экономического кризиса из-за пандемии коронавируса

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В России начался эксперимент по маркировке питьевой воды. Он продлится до 1 марта 2021 года. Эксперимент призван помочь в борьбе с фальсификатом на рынке воды, доля которого составляет 25-30%. Если проблему устранить, производители смогут увеличить годовую валовую прибыль на 11 миллиардов рублей за счет ухода с рынка нелегальных игроков, полагает оператор маркировки.

Минпромторгу и Минсельхозу поручено до 15 июля утвердить все рекомендации, в том числе план-график эксперимента, Минсельхоз будет мониторить работу участников рынка. Одним из тех, кто поддерживал эксперимент, был глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Летом 2019 года он говорил на встрече с президентом, что питьевая вода — самый подделываемый продукт. Фальсификат, по его данным, доходит до 30% в среднем по России, а в иных регионах — до 80%.

При этом «Ростех» — один из бенефициаров Центра развития перспективных технологий, который в итоге будет оператором системы маркировки воды. На введении маркировки настаивал и Роспотребнадзор. Но как раз у этого ведомства совершенно другие данные о фальсификате на рынке, который сейчас явно не готов к маркировке, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.

Максим Новиков президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод «Потребителю предлагают второй раз заплатить, помимо налогов, за контроль над безопасностью и качеством продукции. Хотя сам способ, по тем экспериментам, которые сейчас проводятся, итоги которых мы видим, не подтверждает своей надежности в этой функции. Дополнительный сбор сдвинулся, который не приносит нам никаких очевидных выгод. Цифры, которые сейчас называются в официальных источниках, — 11 миллиардов дополнительной прибыли индустрии — означают, что у нас на рынке серьезный объем незаконной продукции. Мы видели официальные данные Роспотребнадзора, которые направлялись в межведомственную рабочую группу по устранению незаконного оборота пищевой продукции. Так вот там говорили о 1,5%. При таких незначительных цифрах говорить о необходимости такой меры преждевременно».

Вода, по словам Новикова, низкомаржинальный продукт, а маркировка — это дополнительные 50 копеек на каждую бутылку, которые отправятся в издержки производителя, плюс НДС — 10 копеек. Это без учета обслуживания самих систем маркировки.

По подсчетам союза, потребуется около восьми миллиардов рублей только на коды для всех производителей воды. А значит, добавится больше рубля на литр воды в отпускную цену. Кроме того, оборудование, которое используют производители, сплошь иностранное, запчасти и сырье для упаковки закупаются в валюте. С учетом падения рубля перспективы не радужные. Рынок едва уже выходит на нулевую доходность.

Хотели поддержки от правительства, а получили новую финансовую нагрузку, отмечает вице-президент по маркетингу группы компаний «Аквалайф» Наталия Алипкина.

Наталья Алипкина вице-президент по маркетингу группы компаний «Аквалайф» «Мы очень огорчены данным решением, мы в это очень трудное время кризиса ожидали от нашего правительства помощи и поддержки, а у нас появляется дополнительная инициатива, которая даст очень серьезную нагрузку на бизнес. Его нужно будет дополнительно переоборудовать, перенастроить, переналадить все процессы, покупать вот эти маркировочные коды, которые будут наноситься на упаковку, никто пока не знает, как технологически возможно на скоростное оборудование, на бутылки, очень часто мокрые, все это наносить. Это очень преждевременно, не проработано ни технологически, ни с точки зрения инфраструктуры, ни IT-решения никакие не предложены».

По словам участников рынка, маркировка вызовет повышение цен на воду. Это ударит по честному бизнесу, а не по фальсификату. При этом производители вовсе не против борьбы с контрафактом. Рациональное зерно в инициативе есть, считает эксперт Испытательного центра питьевой воды кандидат биологических наук Татьяна Фарафонова.

Татьяна Фарафонова эксперт Испытательного центра питьевой воды, кандидат биологических наук «Я только за, просто сейчас, если смотреть на общую ситуацию в стране, то это, конечно, немного не вовремя, многие линии встали, не работают. Но вообще, действительно, контрафакта очень много на рынке. И минеральной, и питьевой воды. Под раскрученные бренды ту же самую водопроводную воду разливают, пишут, что из скважины. По составу эти воды совершенно разные. Сразу можно определить, какая вода из скважины, какая из водопровода. Просто к нам на анализ часто привозят воду вроде вот бренда такого-то, а на самом деле внутри бутылки совершенно другое. Очень много недобросовестных просто разливают где-нибудь в подвале. Поставили линию дешевую или б/у, линию по разливу воды, и вот берут и закупоривают ее».

Производители настаивают, что Роспотребнадзор и так прекрасно борется с контрафактом. Единственная ощутимая проблема на рынке — это товары-имминаторы: когда подделывается не продукт, а товарный знак. Например, слово «Ессентуки» на этикетке пишется с одной буквой С. А сама упаковка похожа на оригинал как две капли воды. Но как раз такие товары, говорят производители, никак с помощью маркировки не отследить и не убрать с рынка.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию