16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
25 мая 2020, 20:17 Право

В последнем слове Пол Уилан рассказал о любви к России

Лента новостей

Обвинение запросило 18 лет для гражданина США за шпионаж, оно считает его полковником ЦРУ. Защита подсудимого утверждала, что имела место провокация преступления, и просила его оправдать

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

В Мосгорсуде прошли прения сторон по делу американца Пола Уилана, арестованного за шпионаж в России. Гособвинитель Милана Дигаева не нашла в его деле смягчающих или отягчающих обстоятельств, но потребовала для фигуранта внушительный срок — 18 лет колонии. В свою очередь трое адвокатов подсудимого сочли его вину недоказанной и призывали его оправдать.

И хотя адвокаты посетовали, что из-за коронавируса на процессе смогли допросить лишь трех из десяти свидетелей защиты, они заявили Business FM, что разбирательство прошло «конструктивно», а судья Андрей Суворов вел себя профессионально.

Срок для шпиона

Чтобы проанализировать все представленные по делу доказательства, прокурору Милане Дигаевой, известной по делу экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, потребовалось 40 минут. Она заявила, что считает полностью доказанной вину Пола Уилана в шпионаже (ст. 276 УК РФ). Максимальное наказание по ней — до 20 лет лишения свободы.

С учетом тяжести инкриминируемого преступления прокурор потребовала для 50-летнего фигуранта лишь на два года меньше — 18 лет в колонии строгого режима. При этом в его действиях она не усмотрела ни отягчающих, ни смягчающих обстоятельств. Однако прокурор сочла, что исправление подсудимого, который удовлетворительно характеризуется по месту содержания в СИЗО «Лефортово», возможно только «в условиях изоляции от общества».

Пол Уилан, бывший морской пехотинец США, директор по безопасности американской компании Borg Warner, производящей автомобильные детали, был задержан сотрудниками ФСБ 28 декабря 2018 года в гостинице «Метрополь». Это произошло после того, как американец получил от своего российского знакомого флеш-карту с некими данными, составляющими гостайну.

По сведениям СМИ, на ней был список сотрудников одного из управлений ФСБ, интерес к которым проявляли США. Позже стало известно, что в поле зрения российской контрразведки Уилан попал еще 12 лет назад, когда впервые приехал в Россию.

Обвинение считает, что его работа в компании Воrg Warner, а до этого в известном кадровом агентстве Кеlly Services была не более чем прикрытием для шпионской деятельности. Сам американец (Уилан также является гражданином Великобритании, Ирландии и Канады) совершение противоправных действий отрицал.

Провокация преступления?

Трое его адвокатов выступали в прениях около двух часов. Они просили оправдать подсудимого. Защитники утверждали, что вина Уилана в ходе разбирательства, которое длилось с 13 апреля при закрытых дверях, доказана не была, а их клиент стал жертвой провокации со стороны своего русского друга — сотрудника ФСБ.

Именно последний, по словам адвоката фигуранта Владимира Жеребенкова, проявлял инициативу в общении с его клиентом, сдружился с Уиланом и даже ездил к нему в гости в Соединенные Штаты. При этом адвокаты попытались опровергнуть версию прокуратуры о том, что их клиент является кадровым разведчиком и полковником ЦРУ.

По мнению Жеребенкова, уголовное дело против американца является следствием «игры российской спецслужбы». Оговоривший же его приятель преследовал цель карьерного роста, либо на него нашли какой-то компромат, и ему пришлось спровоцировать американца на преступление, выполняя указания своего «куратора», сказал он. Ранее в качестве причины оговора защитник называл возможное нежелание русского друга Уилана возвращать взятые в долг 100 тысяч рублей.

Адвокат утверждает, что подавляющее большинство свидетелей по делу, за исключением двух свидетелей обвинения (того самого друга — сотрудника ФСБ и его «куратора»), не сообщили ничего компрометирующего в отношении Уилана. Кстати, еще одним доказательством вины американца прокуратура считает его переписку с русским другом в мессенджерах. Однако защита утверждает, что в ней первым также всегда проявлял инициативу россиянин.

«Вербовка» подшофе

Жеребенков отметил, что все дни с момента приезда в Россию 22 декабря и вплоть до дня задержания Пол Уилан практически не был трезв и поэтому мог не понять, что его разрабатывают. Ведь уже в аэропорту друг встретил его с бутылкой виски. «В ресторан идут — виски, пиво. Там у него еще два друга были, с ними тоже водку пьют. Он постоянно находился подшофе. Поэтому Пол не ориентировался и не понимал, что его друг [сотрудник ФСБ] ведет себя двусмысленно, к чему постоянно пыталась апеллировать прокуратура», — сказал защитник.

Он выразил сожаление, что сторона защиты не смогла из-за пандемии привести в суд и допросить большинство своих свидетелей, так как люди, находящиеся на самоизоляции (часть из них проживает в Подмосковье, Перми, Санкт-Петербурге), отказались ехать на процесс. В суде же лично дали показания только трое из десяти свидетелей защиты, показания остальных суд огласил.

«К счастью, на следствии они дали подробные показания и все как один заявили, что Пол их не вербовал и секретной информацией не интересовался», — сказал Жеребенков. Несмотря на то что защита не смогла в полной мере реализовать права обвиняемого, он считает, что судья Андрей Суворов «профессионально вел процесс».

Союзники в войне

Сам Уилан также поучаствовал в прениях и подтвердил версию защиты о провокации взятки. По его версии, он думал, что на принесенной российским другом флешке были снимки совместного отдыха в Сергиевом Посаде в мае 2018 года, когда они жарили шашлыки, ходили в баню и фотографировались на фоне храмов.

После этого фигурант выступил с последним словом. Он заявил, что относится с «большой любовью и уважением» к России как к стране, победившей фашизм. При этом он вспомнил, что во Второй мировой войне Россия и США были союзниками. Подсудимый также поведал о своем жизненном пути, рассказал о том, что дважды ездил в командировку в Ирак, имеет награды, а среди его друзей множество военных. По его словам, он прекрасно знал, что его русский друг — сотрудник ФСБ. Однако он заверил, что ездил в Россию не для сбора секретных сведений, а для того, чтобы лучше узнать культуру и искусство и изучать русский язык, а не для того, «чтобы кого-то завербовать».

Покидая суд, адвокаты Пола Уилана выразили надежду, что суд «во всем разберется». «Мы понимаем политизированность ситуации и обвинительный уклон судов, но все же надеемся на объективный приговор», — заявил Business FM Владимир Жеребенков. Запрошенный для Уилана срок он счел «слишком жестоким». «Видимо, Генпрокуратура России решила показать значимость и как-то всколыхнуть Америку» — такое мнение высказал адвокат. Приговор суд планирует огласить 15 июня.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию