16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.39 / ₽ 7970
  • RTS1126.20
29 июня 2020, 17:46 Право

Нину Масляеву предложили осудить и простить

Лента новостей

Обвинение потребовало для главного свидетеля по делу «Седьмой студии» два года и три месяца лишения свободы. При этом прокуратура предложила освободить фигурантку от наказания в связи с его отбытием

Нина Масляева.
Нина Масляева. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Мещанский суд Москвы 30 июня огласит приговор бывшему главбуху «Седьмой студии» Нине Масляевой. Повторный процесс по ее делу у новой судьи Анны Соковой прошел стремительно и занял всего семь заседаний. Срок, запрошенный для фигурантки, оказался весьма гуманным: обвинение потребовало для Масляевой два года и три месяца заключения, но предложило освободить от наказания.

Судебное разбирательство по делу Масляевой вступило в заключительную стадию в первый рабочий день, после того как был вынесен приговор по основному делу «Седьмой студии» — в отношении режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина, бывшего генпродюсера организации Алексея Малобродского и бывшей чиновницы Минкультуры Софьи Апфельбаум.

Судья Мещанского суда Олеся Менделеева 26 июня признала первых трех в хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) почти 129 млн рублей, выделенных из бюджета на театральный проект по популяризации современного искусства «Платформа» в 2011-2014 годах. Они получили условные сроки от двух до трех лет со штрафами в размере от 200 тысяч до 800 тысяч рублей. Действия Апфельбаум суд переквалифицировал на статью «халатность» (ч. 1 ст. 293 УК РФ) и приговорил ее к штрафу в 100 тысяч рублей, впрочем, освободив от его уплаты за истечением срока давности.

Шестидесятилетняя Нина Масляева стала главным свидетелем обвинения по резонансному делу. В отличие от Серебренникова и других, она признала вину. Сделала она это после того, как пять месяцев провела в СИЗО. Главбух заключила сделку со следствием и дала показания на других фигурантов. Ее перевели под домашний арест, под которым она провела полтора года.

Масляева ходатайствовала о рассмотрении ее дела в особом порядке. В этом случае суд не исследует собранные доказательства, а процесс занимает один-два дня. При этом подсудимый должен полностью признать вину. Тогда он вправе рассчитывать на более мягкое наказание, не превышающее двух третей от максимального срока, предусмотренного его статьей.

Однако в апреле 2019 года Мещанский суд вернул дело Масляевой на доследование, решив, что при расследовании были допущены существенные нарушения. Мосгорсуд оставил решение в силе, но прокуратура спустя много месяцев добилась отмены этого решения в президиуме Мосгорсуда. В декабре 2019 года дело снова оказалось в Мещанском суде. Там судья Татьяна Шанина отказала Масляевой в особом порядке, так как сочла, что та не выполнила условия сделки со следствием.

Дело в том, что в суде фигурантка неожиданно отказалась полностью признавать вину. Она заявила, что необоснованно получила лишь чуть более 5 млн рублей, которые были выплачены в виде зарплаты. Также она признала факт обналичиваний бюджетных средств, утверждая, что привлекла «обнальные» фирмы по указанию руководства «Седьмой студии», а также Кирилла Серебренникова, который был ее учредителем. На протяжении нескольких месяцев дело Масляевой слушалось с исследованием всех доказательств, пока в июне 2020 года судья Шанина не вышла из дела под предлогом болезни. Впрочем, она довольно быстро вернулась в строй и уже слушает другие дела.

Новая судья — Анна Сокова — с 16 июня рассматривает дело Масляевой с самого начала. Чтобы довести его до прений — финальной части процесса — ей потребовалось всего шесть судебных заседаний. В пресс-службе суда Business FM такую стремительность объяснили тем, что судья заседала «с утра до вечера». Также там предположили, что суд мог огласить показания большей части свидетелей, если участники не настаивали на их личной явке.

На седьмом заседании прокурор потребовала приговорить Масляеву к двум годам и трем месяцам лишения свободы, однако освободить от наказания, учтя время, которое та провела в СИЗО и под домашним арестом (один день под стражей приравнивается к полутора дням в колонии, а день под домашним арестом — к половине для в колонии. — Business FM).

При этом ранее по ходатайству обвинения к делу были приобщены результаты финансово-экономической искусствоведческой экспертизы из дела Серебренникова и других. Она снизила первоначальную сумму ущерба с 133,2 млн до 128,9 млн рублей.

В этой связи прокурор просила признать Масляеву в хищении последней суммы. Также она поддержала уточненный иск Минкультуры (оно признано по делу потерпевшим. — Business FM). Кстати, в основном деле суд удовлетворил его и взыскал в солидарном порядке деньги с Серебренникова, Итина и Малобродского, однако отказал в удовлетворении требований о выплатах к Апфельбаум.

Сама Нина Масляева в прениях была немногословна. Она просила не назначать ей строгое наказания и проявить «снисхождение». Подсудимая в очередной раз заявила, что действовала не самостоятельно. Аналогичную просьбу высказал ее адвокат Юрий Ефименков. Он не ответил на звонки Business FM.

Что касается других фигурантов, то их адвокаты готовятся подать апелляции. Им и их подзащитным 29 июня вручили копии приговора. Они не были удивлены мягким сроком, которое обвинение запросило для главного свидетеля обвинения.

«Столь лояльное отношение прокурора к Нине Масляевой понятно и обоснованно, поскольку именно на ее показаниях было построено обвинение по нашему делу. Ей все благодарны, поэтому они [прокуроры] к ней очень нежно и уважительно относятся», — прокомментировала Business FM запрошенный Масляевой срок адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова.

Адвокат считает, что после направления дела Масляевой на доследование, а также поcле того, как суд отклонил ее просьбу о слушании дела в особом порядке, его должны были соединить с делом Серебренникова и других, но этого не произошло. Этого не случилось из-за того, что «театральное дело не имеет отношения к юриспруденции», полагает Поверинова.

С ней согласна и защитница Алексея Малобродского Ксения Карпинская. Она выразила недоумение тем фактом, что новая судья не вызвала для допроса на процесс по делу Масляевой в качестве свидетелей Кирилла Серебренникова и других фигурантов, «хотя им было что сказать». «Ранее, при судье Шаниной, суд предлагал им прийти и дать показания, и они готовы были это сделать», — подчеркнула защитница.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию