16+
Воскресенье, 6 декабря 2020
  • BRENT $ 49.03 / ₽ 3631
  • RTS1357.39
7 июля 2020, 12:12 Финансы
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Назад в 90-е: россияне спасаются от пандемии «налом». Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

На фоне разговоров о том, что мир после пандемии никогда не будет прежним, все станет вокруг голубым и зеленым (цифровым и удаленным), россияне и российские компании отреагировали на коронакризис классическим дедовским способом: резко ушли в «нал», отмечает колумнист BFM.ru

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Банк России, который активно выступает за уменьшение доли наличных расчетов в экономике и развитие современных финансовых технологий, зафиксировал гигантский скачок спроса на наличные деньги во время карантина. После выхода страны из ограничений ситуация не изменилась.

В мае наличная денежная масса выросла на 248,8 млрд рублей, в апреле — на 544 млрд рублей, в марте — на 700,9 млрд рублей. За неполные четыре месяца в обращение поступили купюры на 1,9 триллиона рублей. Все это абсолютные рекорды за все время наблюдений. В результате объем наличной денежной массы в России на 1 июня достиг исторического рекорда в 11,2 трлн рублей, а на 2 июля, по оперативным данным ЦБ, увеличился почти до 11,6 трлн, или до 80 тысяч рублей на каждого россиянина от грудных младенцев до самых пожилых людей.

Причины такого поведения граждан и компаний вполне прозрачны: когда начинается реальный кризис с реальной угрозой потери доходов — а пандемия коронавируса и «режим каникул с сохранением заработной платы» был осознан обществом именно как глубокий кризис — люди и бизнесы моментально пытаются создать финансовую подушку безопасности. Такой подушкой безопасности и для компаний, и для граждан по-прежнему является «кеш».

Локдауны, которые в считаные дни практически парализовали по всему миру нормальный ход жизни и работу целых отраслей экономики, показали, что консервативное мышление, генетическая память о катастрофах и стихийных бедствиях и здравый смысл сильнее любых технологий. Люди начали бояться разорения, перебоев в работе финансовых систем, потери работы и невозможности быстро найти ее, им было непонятно (и непонятно сейчас), когда кончится пандемия и восстановится полноценная нормальная жизнь. В том числе экономическая.

О том, что рекордный рост спроса на наличные деньги является следствием именно психологической реакции людей на ковид-кризис, свидетельствует и так называемый Индекс тревожности, который коммуникационная компания КРОС ежеквартально рассчитывает на основании анализа СМИ и соцсетей. За второй квартал 2020 года, в эпоху ковид-изоляции, главными фобиями россиян стали угроза цифрового концлагеря и возвращение страны в положение «лихих 90-х» из-за пандемии. А что было главным кошмаром 90-х для большинства россиян? Правильно, отсутствие денег.

Как ни развивай безналичные и бесконтактные платежи, облачные технологии, в разгар кризиса с облаков мы быстро и больно падаем на грешную землю. Деньги хочется иметь непосредственно под рукой. Даже чисто физически. Страшилки, что купюры являются источником заражения «короной» (кстати, корректных научных доказательств такого способа передачи вируса нет до сих пор), отступают перед реальным хорошо понятным ужасом полного безденежья.

Страх «цифрового концлагеря», который стал главной фобией россиян по Индексу тревожности во втором квартале 2020 года, тоже вполне объясним. Одно дело, когда вы в один клик заказываете и оплачиваете товар или бронируете заранее долгожданное путешествие. И совсем другое, когда вы без цифрового пропуска не имеете права покидать жилище, а приложение присылает вам штраф за штрафом как «врагу народа», злостному нарушителю карантина, даже если вас выписали из больницы и вы доехали на такси до дома. Или даже вообще не выходили из квартиры, а бездушная цифровая технология просто дала сбой. Сбои вполне возможны и даже неизбежны: ведь за любыми самыми современными технологиями всегда стоят несовершенные, не способные делать все безошибочно люди.

Так что дистанция между цифровым раем и цифровым адом может быть гораздо короче, чем кажется в мирное время. А когда наступают трудные времена, люди и бизнесы тут же демонстрируют консервативное и разумное поведение. Здравый смысл на фоне страха оказывается сильнее наивных представлений о технологическом прогрессе. Это не значит, что цифровой мир не продолжит свое наступление на все сферы нашей жизни. Это лишь означает, что люди пока не стали придатком цифровых технологий и не превратились в бездушных роботов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию