16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.64 / ₽ 8074
  • RTS1179.38
22 августа 2020, 19:35 Политика

«Власти включили репрессивный аппарат». Закроют ли бастующие предприятия в Белоруссии?

Лента новостей

Поручение о закрытии дал Александр Лукашенко. Ранее он пригрозил бастующим шахтерам с «Беларуськалия» заменить их украинцами

Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Обновлено в 19:58

На митинге в Гродно в поддержку Лукашенко выступивший там президент Белоруссии поручил с понедельника закрыть предприятия, где начались забастовки. Ранее на этой неделе Лукашенко пригрозил бастующим шахтерам с «Беларуськалия», что их заменят украинцами.

Украинские горняки уже ответили белорусскому президенту. «Никто не собирается ехать в Беларусь в качестве штрейкбрехера», — заявил председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. Закроют ли 24 августа бастующие белорусские предприятия? Business FM обсудила это с белорусским политологом Евгением Прейгерманом.

— Понятно, что в первую очередь эти заявления нацелены на то, чтобы подтолкнуть сомневающихся к тому, чтобы не бастовать. В целом же, насколько я понимаю, реальных забастовок на предприятиях по стране достаточно мало. Поэтому даже если себе представить, что в небольшом количестве предприятия, которые действительно бастуют, в понедельник закроются, то это не будет каким-то сверхъестественным дополнительным ударом по экономике, так что в показательном режиме, я думаю, что вполне возможно, что такое произойдет.

— А не противоречат ли все эти угрозы всем предыдущим заявлениям Лукашенко? Ведь он говорил, что простоем белорусских предприятий воспользуются конкуренты.

— Здесь нужно понимать, что в стране политический кризис, и задача Лукашенко — преодолеть этот политический кризис с наименьшими для себя потерями, выстоять в нем и как можно быстрее его закончить. Поэтому здесь уже все остальные соображения уходят на второй план, и понятно, что на начальном этапе он рассчитывал, что его фразы о возможной потере рыночных ниш тоже заставят людей как минимум сомневаться, а кого-то подтолкнут к тому, чтобы не идти на забастовки. Ну а сейчас, по мере того как ситуация развивается, он тоже каким-то образом реагирует. То есть нужно понимать, что политическая вводная здесь самая центральная, а все остальные соображения уходят на второй план.

— Если допустить, что предприятия закроют, а что дальше? Не разозлит ли это еще больше работников этих предприятий?

— Сложно сказать. Но опять же, так как бастующих предприятий по стране все-таки считанные единицы, то, наверное, вряд ли можно ожидать, что это будет какая-то дополнительная существенная волна негодования и злости, как, скажем, с тем, что произошло после того, как силы правопорядка зверски и жесточайше разгоняли демонстрации, потом зверствовали уже с теми, кто был арестован. То есть это действительно стало настоящим импульсом для огромного количества людей, наверное, даже для многих тех, кто голосовал за Александра Лукашенко, они начать возмущаться. Что касается предприятий, я думаю, что это совсем уже точечные вещи.

Как к перспективе закрытия относятся белорусские рабочие? Работник МТЗ Геннадий не очень верит в это.

«Не верю, потому что он не сможет так сделать. Он живет за счет тех средств, которые мы приносим, поэтому он не сможет такое придумать. Если он такое сделает, то у него не будет финансовых средств. Ни у него, ни у его охраны и так далее. Не знаю, у него каждый раз разные заявления, вы сами должны знать, у него все время непонятные высказывания, которые он людям посылает, и они все время разные. Скорее всего, что он сегодня скажет одно, а завтра скажет другое. Это то же самое, верить ничему нельзя, даже ему».

Сотрудник Белорусского металлургического завода Алексей говорит, что на его предприятии никто бастовать не хочет.

«Фонды создают, 2 млн евро, 10 млн евро. На страну этого не хватит. У нас на БМЗ работают 11 тысяч человек, и каждый месяц завод отчисляет по 7 млн долларов только на заработную плату. Никто не верит в эти фонды, никто на БМЗ бастовать не хочет. Да и по стране мало людей, которые хотят бастовать. На предприятии работают 11 тысяч человек. Если толпа из 200 человек, недовольные которые, и что это будет? Да их уволят, да и все. Лукашенко сказал закрыть заводы, ну типа закроют заводы. Смотрите, закрывается завод, он закроется на пару дней. Закроется на пару дней, люди, которые захотят обратно работать, просто придут, скажут: все, открывай завод, мы будем работать. Все. А бастующие пускай бастуют, что хотят, то и делают. Они останутся без работы».

Рабочий Мозырского НПЗ Антон считает, что закрытие предприятий возможно.

«Я думаю, да, может и такое быть. Конечно, это повлияет в худшую сторону. Да ничего не изменится, просто станем хуже жить, да и все. Варианты другой работы, если кто-то более или менее работает, очень сложно найти. Не все люди готовы к такому повороту, у многих кредиты, у многих семьи. Будут все недовольны».

Кроме того, Лукашенко дал силовикам два дня на наведение порядка в стране. «Суббота, воскресенье — на раздумье. С понедельника пусть не обижаются. Власть должна быть властью», — сказал он.

Это заявление Лукашенко прозвучало накануне второй массовой акции протеста в Белоруссии, которая намечена на воскресенье. Белорусский политолог Валерий Карбалевич сомневается в том, что силовикам отдан приказ действовать жестко.

— Белорусы за много лет давно привыкли, что к заявлениям Лукашенко надо относиться, скажем так, скептически, потому что между его риторикой и реальностью очень большая дистанция. А сейчас эта дистанция еще больше увеличилась, потому что он уже не первый раз дает поручение навести порядок. А потом он же сегодня же заявил, что мы не будем сразу, мы будем потихоньку, шаг за шагом, тихонько наводить порядок, чтобы не создавать какой-то серьезный кризис. Лукашенко в одной и той же фразе делает какие-то взаимоисключающие заявления, поэтому я бы к этим заявлениям относился скептически.

— А сами что вы ждете завтра?

— Происходит процесс зажимания гаек. Власти включили репрессивный аппарат, задерживают и увольняют руководителей стачечных комитетов на предприятиях, задерживают других активистов из протестного движения. Процесс идет, действительно власть перешла в наступление, но насколько это будет решительно и остро, насколько это приведет к массовым репрессиям? Потому что вот за те три дня вначале, когда были арестованы 7 тысяч человек, то просто в тюрьмах мест не хватало. Поэтому не знаю, готов ли Лукашенко строить концентрационные лагеря и дать команду стрелять по протестующим. Не знаю, не уверен.

Лукашенко также привел белорусскую армию в полную боевую готовность из-за, как выразился президент, «серьезного шевеления» НАТО у границ. Он напомнил, что в Гродненскую область переброшена бригада десантников из Витебска, на боевое дежурство заступили тактические ракеты «Точка-У», реактивные системы залпового огня «Полонез» и комплексы С-300.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию