16+
Вторник, 24 ноября 2020
  • BRENT $ 46.45 / ₽ 3537
  • RTS1271.68
13 ноября 2020, 18:50 Общество

Госдума обещает сохранить очную школу. Зачем тогда нужен закон о дистанционном образовании?

Лента новостей

Уничтожать очное образование, вопреки опасениям родителей, никто не планирует, уверяют власти. Документ призван лишь разграничить полномочия между министерствами. Но поможет ли он в адаптации школ к удаленке?

Дистанционный урок в московской школе.
Дистанционный урок в московской школе. Фото: Денис Гришкин/АГН «Москва»

Законопроект о дистанционном образовании готовится к первому чтению. Протестующие против этого формата родители считают, это начало конца очного обучения в школах. Авторы документа уверяют, что хотят лишь упорядочить процесс.

Инициативу о дистанционном обучении группа сенаторов внесла в Госдуму еще весной. Тогда школы массово перешли на уроки по удаленке. В итоге недовольны ею в большинстве своем остались и дети, и родители, и учителя.

Сборы подписей и локальные протесты против дистанционной учебы с тех пор не прекращались. Едва ли найдется школьный чат, в котором не поднимался вопрос, как противостоять тому, чтобы удаленное обучение не стало нормой и после пандемии.

Однако законопроект не ставит целью ликвидировать очное образование. Он всего лишь разграничивает полномочия по дистанционке между двумя ведомствами. За то, как будут применяться эти образовательные технологии в школе и колледжах, станет отвечать Минпросвещения, а за этот же вопрос в вузах — Минобрнауки.

Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять документ в первом чтении 18 ноября. И в нем нет ничего, что может беспокоить родителей, пояснил Business FM первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Олег Смолин первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке «Законопроект не предполагает никакого вытеснения живого учителя компьютером, как думают родители. Причем об этом говорил президент РФ, об этом говорила Валентина Матвиенко, об этом говорил министр просвещения Кравцов, но родители этому не верят. Не верят, потому что, во-первых, в условиях коронавируса дистанционное образование, причем в крайне неподготовленной форме, заменило живого учителя. Точнее сказать, живой учитель был перенесен в онлайн-режим в крайне неподготовленной форме. Кроме того, прозвучали заявления о том, что дистанционное обучение не понижает качество образования. [Выводы сделаны] на основе результатов ЕГЭ. На самом деле результаты ЕГЭ не отражают качество образования, они отражают только качество обученности или дрессировки по узкому кругу предметов. Спросите тех же ребят по другим предметам, и обнаружится вопиющая неграмотность. Проект не принят, он обсужден, но не принят. Он действительно распределяет полномочия, не более того. А надо было бы, если уж принимать такой законопроект, подробно описать, что должно сделать государство, если оно вводит дистанционные образовательные технологии».

По словам Олега Смолина, в Думу внесли еще один законопроект. Его главная идея в том, что в обычных условиях перевод на дистанционное обучение в школе может произойти только добровольно и с согласия родителей. А если государство в условиях ЧС или режима повышенной готовности переводит детей в онлайн-формат, оно же обязано обеспечить их всем необходимым: компьютерами, быстрым интернетом и качественным контентом. Средства на это должны выделять региональные и федеральный бюджеты.

Пока никто дополнительных денег на эти цели не выделил. Как и на зарплаты учителям, нагрузка у которых с переходом на дистанционку резко увеличилась. Они оказались в еще более невыгодном положении, считает сопредседатель общественного движения «Родительский комитет» Михаил Богданов.

Михаил Богданов сопредседатель общественного движения «Родительский комитет» «Учиться с помощью дистанционки, тем более в школе, невозможно. Нужно это просто признать. Если бы такое признание было бы сделано, то это решило бы все вопросы. И у нас действительно есть большая проблема в регионах с нехваткой учителей. Если мы сейчас допустим даже гипотетическую возможность работы с дистанционными технологиями, которые бы давали возможность не решать проблему на местах, не создавать рабочие места, а давали бы возможность заменять учителя, то те 20 с лишним тысяч школ, которые у нас сегодня недоукомплектованы в малых городах, на селе и так далее, так никогда и не будут доукомплектованы».

По словам специалистов в сфере образования, первое, что нужно сделать, чтобы снять социальное напряжение, — это вернуться к очному обучению как только пандемия пойдет на спад. Но совсем отказаться от дистанционного образования уже не получится. В мире оно активно развивается уже как минимум десять лет. Только рассматривается этот формат не как замена (даже временная), а как альтернатива очной форме.

На подготовку контента и обучение педагогов в ряде стран выделяются бюджетные деньги. Однако, согласно проекту российского бюджета на 2021 — 2023 годы, расходы на внедрение электронного обучения, в том числе на подключение к интернету, не повысили, а, напротив, сократили на 4 млрд рублей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию