16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.80 / ₽ 8089
  • RTS1178.69
10 марта 2021, 06:33 Стиль жизниКультура

«Нос, или Заговор «не таких»: в прокат выходит картина Хржановского о крахе авангарда

Лента новостей

Это экранизация повести «Нос» и оперы Шостаковича, на которую композитор сам дал Хржановскому согласие еще в 1960-х. Почему эту картину называют главным артхаусным фильмом года?

Фото: кадр из фильма «Нос, или Заговор «не таких»

Гоголь, Шостакович, Мейерхольд, Сталин, Мединский — все эти герои встретились в полуторачасовом мультипликационном фильме Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких». В его основе — одновременно повесть «Нос» и опера Дмитрия Шостаковича, написанная в конце 1920-х. Замысел возник более полувека назад, когда Хржановский получил одобрение от композитора использовать его музыку.

Картина начинается и завершается полетом самолетов — «символов». Все они носят имена репрессированных ученых, писателей, поэтов, общественных деятелей. А сам Хржановский и его близкие оказываются на борту лайнера, который носит имя Николая Гоголя. Летят Дмитрий Крымов, Резо Габриадзе, Юрий Рост, Кама Гинкас, Чулпан Хаматова, Нюта Федермессер и сын Андрея Хржановского Илья — режиссер скандального проекта «Дау». Сначала все смотрят разные известные советские фильмы, потом на экранах в спинках сидений включается «Нос, или Заговор «не таких».

Фильм состоит из трех частей, это связанные между собой «сны». Первый разворачивается вокруг гоголевского персонажа. Во втором — рассказ Михаила Булгакова о письме Сталину, а третий посвящен экранизации произведения Дмитрия Шостаковича «Антиформалистический раек». Почти все персонажи говорят голосом Андрея Хржановского. А вот что он сам рассказывает о фильме:

Андрей Хржановский режиссер-мультипликатор, сценарист, кинопродюсер, преподаватель «Творческие люди почему и названы «не такими» — они неугодны властям, ибо власти рассчитывают дружить с чиновниками, которые претворяют их замыслы и заодно прикарманивают бюджетные деньги. Я считаю, что в этом фильме — пусть вам не покажется самоутверждением, но тут, как с продуктами, в которых содержатся все необходимые человеку минералы, витамины, — есть все необходимые, так сказать, компоненты, которые нужны для развития человека. Для развития его ума, психологии, нравственности, эмоций, потому что смотреть этот фильм надо, по идее, не один раз. Вот Слава Полунин посмотрел и сказал: «Я его буду смотреть много раз». Фильм непростой, но иметь дело с трудными текстами, как говорит великий ученый Татьяна Черниговская, — это единственный способ нам сохранить свое существование как вида и, более того, развиваться, жить долго. Это же относится и к музыке, и к кино».

На «Кинотавре» Хржановский получил почетный приз «за преодоление границ между видами кино». Вполне обоснованно: то ли это внедрение кино в мультипликацию, то ли мультипликации в кино. Из современного там есть фрагмент беседы президента Владимира Путина с экс-министром культуры Валерием Мединским. Кто-то из «нарисованных» зрительниц будто бы «листает» сторис в Instagram Шостаковича. Рядом — работы Филонова, Шагала, Кандинского. Фильм вошел в список претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм».

Однако назвать это кино массовым никак нельзя — слишком много смыслов и отсылок к музыке, литературе, живописи. Кто сможет понять этот мультижанровый фильм с первого просмотра? Комментирует критик, обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова:

Лариса Малюкова критик, обозреватель «Новой газеты» «Мне кажется, что мы не привыкли к таким многофигурным композициям и, на мой взгляд, просто с первого показа фильм не очень хорошо считывается. Может быть, за счет перегруженности первой части, где сложнейшая музыка Дмитрия Шостаковича, и коллажного изображения. Но, с другой стороны, не так просто воспринимаются и вообще современные произведения искусства. Именно такого рода произведение требует и расшифровки, и всматривания, и пересмотра каких-то моментов. Время действия фильма — именно Россия всегда. Поэтому там Ковалев смотрит «Броненосец Потемкин». И там коляска эйзенштейновская летит буквально в сегодняшние дни, на мой взгляд».

Фильм можно считать долгостроем: над проектом Хржановский и его команда работали шесть лет. В прокат «Нос, или Заговор «не таких» выходит в этот четверг, 11 марта.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию