16+
Суббота, 17 апреля 2021
  • BRENT $ 66.72 / ₽ 5059
  • RTS1497.05
10 марта 2021, 18:40 Политика

Российских чиновников могут освободить от ответственности за нечаянную коррупцию

Лента новостей

По словам депутата Эрнеста Валеева, речь идет о случаях, когда непредвиденное обстоятельство мешает госслужащему выполнить свои обязанности по закону о противодействии коррупции

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 19:43

Госдума в первом чтении согласилась освободить чиновников от ответственности за нечаянную коррупцию. Под такой коррупцией в пояснительной записке понимаются нарушения, совершенные по не зависящим от чиновников обстоятельствам. Это, например, стихийные бедствия, эпидемии, забастовки.

Разбирать каждый конкретный случай будет специальная комиссия. О законопроекте и конкретных кейсах рассказывает зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев:

— В законопроекте речь идет не о виновных действиях, а о том, что человек не может выполнить обязанности, совершить те или иные действия в силу непредвиденных обстоятельств, поэтому о его ответственности речь не может идти в принципе. Речь идет только о регламентации порядка выполнения обязательств по закону о противодействии коррупции в тех случаях, когда наступает непредвиденное обстоятельство.

— Можно какие-то привести конкретные примеры, что это может быть?

— Самый злободневный пример — это вопросы по гражданам России, связанные с жителями Крыма и Севастополя, которые сегодня не могут получить из банков, из других государственных органов Украины никакие сведения, чтобы заполнить декларацию. Это в отношении граждан РФ в других субъектах, когда они по наследству или по каким-то другим основаниям в свое время в Сбербанке России имели на счетах на Украине какие-то средства, и сегодня тоже в силу того, что не могут получить данные, не могут написать эти декларации. Самый свежий пример, когда в период пандемии не могли своевременно получить сведения из банков, в связи с этим мы вынуждены были в 2020 году до 1 августа продлить срок подачи деклараций для ряда должностных лиц. Это, в конце концов, случаи, когда те или иные сведения будут уничтожены пожаром, наводнением.

По словам депутата, такие обстоятельства не могут быть прогнозируемыми или повторяющимися, они не должны зависеть от воли лица, которое должно выполнить эти обязанности по закону о противодействии коррупции.

Не позднее чем через месяц после того, как действие этих обстоятельств прекратилось, госслужащий должен исполнить нарушенные ограничения, запреты и требования.

Речь не идет об освобождении от ответственности за совершение преступления, отмечает партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов.

Игорь Симонов партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» «Судя по всему, речь не идет именно о коррупционных преступлениях. Речь идет об исполнении или в данном случае неисполнении определенных ограничений и запретов, которые установлены для государственных служащих. Это неисполнение должно быть следствием определенных обстоятельств. То есть ситуации, когда чиновник под воздействием этих обстоятельств не мог выполнить свои обязательства, которые установлены антикоррупционным законодательством. Для муниципальных и государственных служащих установлен определенный перечень, объем обязательств, которые они должны совершать в части, касающейся, например, профилактики коррупции, предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе, наличие и отсутствие конфликта интересов, за многие предусмотрена дисциплинарная ответственность, административная ответственность и так далее, вплоть до увольнения».

Как можно оценить такую ревизию антикоррупционного законодательства? Комментирует ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров.

Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Стоит вспомнить, что в принципе весь мотив антикоррупционного законодательства у нас принимался при президенте Медведеве, когда была несколько другая международная обстановка. Еще раньше, до президента Медведева, были некоторые представления о том, что надо соблюдать требования ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), кроме пары статей, которые мы не можем соблюдать. Российское антикоррупционное законодательство признавалось всегда довольно радикальным, последовательным и жестким. Видимо, существуют какого-то типа прецеденты, в которых люди, которые вроде бы как не виноваты, оказываются вовлечены в какие-то коррупционные дела. Представить конкретные кейсы сложнее немного, но бывает же действительно, когда чиновник попадает в ситуацию, например, когда он не знал, что ему дали взятку, или взятка была оформлена не как взятка, а борзыми щенками. В принципе ничего криминального в этом законе на первый взгляд не видно совсем, но то, что государственным служащим и приравненным к ним людям делаются какие-то послабления в такой чувствительной области, выглядит не очень хорошо».

Под действие законопроекта попадают государственные и муниципальные служащие, федеральные, региональные и муниципальные депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры, сотрудники МВД, ФСИН, СКР, МЧС, военные, таможенники, сотрудники Банка России, Совета безопасности, Счетной палаты, послы и члены избиркомов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию