16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.11 / ₽ 8196
  • RTS1164.84
7 июля 2021, 23:43 Политика

Станет ли Байден мягче Трампа? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Ослабление санкций будет рассматриваться там, где появляются перспективы о чем-то договориться. Санкции должны быть не только кнутом, а перспектива их отмены должна маячить желанным пряником, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Администрация президента США Джо Байдена намерена к концу лета завершить пересмотр санкционной политики США, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на источники в Белом доме. По данным этих источников, стратегия Байдена рассчитана на то, чтобы отойти от масштабных кампаний по оказанию давления, избегать «лишнего» экономического ущерба, а также на совместные действия с союзниками. В частности, администрация рассчитывает на сотрудничество с союзниками в том, что касается санкций в отношении Китая, России и Белоруссии. Чего в этой связи ждать Москве?

В ходе предвыборной кампании Байден обещал пересмотреть санкционную политику Трампа, который за свое президентство ввел, пожалуй, наибольшее число эмбарго против разных стран. Многие ограничения коснулись России, с которой Трамп все собирался улучшать отношения, но они стали хуже некуда. Однако сейчас, когда американские СМИ пишут о ревизии санкционной политики, то они чаще упоминают такие страны, как Иран и Китай, а также Кубу. Видимо, на этих направлениях могут последовать первые шаги по ослаблению или даже отмене ряда ограничений. В этом плане Байден во многом вернется во времена Обамы, при котором служил вице-президентом и при котором как раз в отношении указанных стран политика США смягчалась. Именно тогда в отношении Ирана и Кубы были ослаблены некоторые ограничения.

Что касается других стран, то «ревизия санкционной политики» в основном будет выражена в том, чтобы добиться солидарного подхода с союзниками. Это коснется прежде всего России и Белоруссии. Также санкции станут более «таргетированными», более выверенными, чтобы максимально защитить американские интересы.

Например, в отношении Китая Трамп в ходе трудных торговых переговоров действовал эмоционально и бурно, раздавая «санкционные оплеухи» направо и налево. Байден предпочитает бить «сильно, но аккуратно». Например, сняты ограничения в отношении китайской телекоммуникационной компании Xiaomi и некоторых других. Однако включены в новый санкционный список более полусотни компаний, которые тесно связаны с военной индустрией КНР, разведкой и «шпионскими» технологиями. Были четко определены также критерии отнесения к черным спискам.

Байден продолжит умеренно-жесткую санкционную политику в отношении КНР в сфере прав человека, имея в виду в первую очередь Гонконг. Ровно так же будет еще более ужесточена, по сравнению с временами Трампа, «правозащитная линия» в политике в отношении России и Белоруссии. Речь идет о санкциях против физических и юридических лиц. Белоруссии также достанутся и секторальные санкции, поскольку они согласованы с ЕС и к тому же ничего не стоят самой Америке.

Больший акцент на координацию с союзниками уже сказался в том, что Вашингтон ослабил хватку в отношении газопровода «Северный поток — 2», пойдя на уступки Берлину. По той же примерно причине Белый дом изъял из санкционных списков членов Международного уголовного суда, внесенных туда Трампом. В администрации Байдена не принято «гнобить» международные организации в свете провозглашения политики возвращения Америки к многостороннему сотрудничеству.

Ослабление санкций будет рассматриваться там, где появляются перспективы о чем-то договориться. Санкции должны быть не только кнутом, а перспектива их отмены должна маячить желанным пряником. Сейчас речь в первую очередь об Иране. Недавно были сняты санкции против нескольких чиновников этой страны. Правда, пока только отставных. Белый дом оценивает готовность Ирана пойти на новую сделку по ядерному соглашению, из которого Трамп в одностороннем порядке вышел. А Тегеран, судя по всему, хочет договариваться.

Недавно были ослаблены санкции в отношении Венесуэлы с тем, чтобы начать помощь в борьбе с пандемией, в том числе и помощь в вакцинации. Белый дом, видимо, считает, что президент Мадуро не совсем безнадежен и с ним можно договариваться. Аналогично были ослаблены санкции против Сирии и того же Ирана, чтобы легализовать гуманитарные поставки для борьбы с пандемией.

С Россией все будет сложнее. Данный вопрос гораздо более токсичен в американском политическом классе. Любые послабления вызовут гораздо более острые дебаты, чем в случае даже Венесуэлы и тем более Ирана. Скорее всего, администрация Байдена пока воздержится от масштабных секторальных санкций или ограничений в отношении крупных российских предпринимателей и стоящих за ними активов, сделав акцент на санкциях, увязанных с темой прав человека, коррупцией и отдельно — со сферой кибербезопасности. В целом же ужесточение или постановка на паузу санкционной политики будет зависеть от хода тех консультаций, которые должны быть запущены после саммита в Женеве.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию