16+
Пятница, 3 декабря 2021
  • BRENT $ 70.83 / ₽ 5229
  • RTS1690.13
12 ноября 2021, 07:25 Компании

Электрокары выходят на IPO. Пока Arrival падает, Rivian поднимается

Лента новостей

Основатель первого — Денис Свердлов, бывший заместитель министра связи России. Почему его стартап пока не «выстрелил»?

Фото: info@crashmedia.fi/ru.depositphotos.com

Техностартапы выходят на биржу, хотя через какое-то время их акции могут серьезно просесть. Один из примеров — британская электромобильная компания Arrival Дениса Свердлова. На днях успешное IPO провел и американский производитель электрокаров Rivian.

Биржевая история компании Arrival началась прекрасно. Британского производителя электрокаров оценили на NASDAQ почти в 14 млрд долларов. И это стало крупнейшим IPO для английских стартапов. Его основатель — бизнесмен Денис Свердлов. Для него это не первый стартап. Бывший заместитель министра связи РФ когда-то создал двухэкранный смартфон YotaPhone. Правда, сейчас наш отечественный прорыв в создании смартфонов немного подзабыт.

Ниша Arrival — легкий коммерческий транспорт. И в этом, видимо, заключается одна из главных бизнес-идей: не конкурировать с Tesla и ей подобными производителями, а выпускать электрогрузовички. И они явно будут востребованы у бизнеса в связи с энергопереходом, особенно когда всех повально обяжут перейти на электротранспорт.

Инвесторы в идею поверили. Но вот пришло время очередной отчетности, и она оказалась не такой радужной, как планировалось, из-за чего акции компании упали на 30%. Комментирует основатель Goltsblat Capital, инвестиционный консультант частных ультрапремиальных клиентов Павел Гольцблат.

Павел Гольцблат основатель Goltsblat Capital, инвестиционный консультант частных ультрапремиальных клиентов «Они достаточно неожиданно снизили прогноз по выручке на 2022 год, а также по производству автобусов и микроавтобусов и по темпам наращивания выручки. Компания до этого прогнозировала порядка миллиарда долларов в 2022 году. В третьем квартале они заявили, что наращивание выручки будет существенно более медленным. Это было большой неожиданностью для инвесторов, поэтому они были вынуждены достаточно агрессивно продавать. Тем не менее эта инвестиция несет венчурный характер, что означает достаточно высокий риск».

Arrival обещал, что начнет выпуск своих автомобилей в конце этого года. Но теперь перенес срок на следующий год. А кроме того, перенес выход на полную мощь нескольких предприятий. Причем это не большие заводы, а мини-фабрики. Денис Свердлов в интервью Forbes прогнозировал, что его фабрики со временем распространятся как McDonald's и Starbucks. Но пока эти времена не наступили.

Зато инвесторы сейчас поверили в другого производителя электрокаров — американскую компанию Rivian, которую еще называют «ночным кошмаром Илона Маска». 10 ноября она тоже начала торги на NASDAQ, и пока бумаги Arrival падали на 30%, акции Rivian на столько же поднимались. Общая стоимость компании приблизилась к 100 млрд долларов. Впрочем, не исключено, что через несколько месяцев все будет по-другому. Продолжает независимый аналитик Дмитрий Степанов.

Дмитрий Степанов независимый аналитик «Это все не первый эшелон. Здесь два-три продавца могут кардинально изменить всю картину на рынке. Вопрос: сколько у этих продавцов будет бумаги. Это не самые ликвидные бумаги, это достаточно волатильная отрасль. Если кто-то решит закрыть часть своих позиций, то может случиться все, что угодно. Может случиться как рост, так и снижение. Это не бумаги Coca-Cola или Apple, где все достаточно прогнозируемо».

Когда на биржу вышел Arrival, аналитики писали, что главным испытанием для компании станет запуск реального производства фургонов. И вспоминали печальный пример американского производителя грузовиков Nikola (по имени изобретателя Тесла). В него тоже поверили, а оказалось, что технологические возможности компании сильно преувеличены. И акции Nikola рухнули в пять раз.

Интересно и то, что Arrival разместился через механизм СПАК. Это когда на биржу в интересах производителя выходит специально созданная для IPO компания, а потом они объединяются. IPO таких технических структур еще называют «пустые чеки».

Впрочем, у Arrival и Rivian все только начинается. И главное, чтобы их электрокары не стали кошмаром для покупателей акций, а не для Илона Маска.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию