16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.31 / ₽ 8228
  • RTS1178.69
7 декабря 2021, 13:30 Политика

Дом, который разрушит SWIFT: чем новая «война санкций» отличается от старой. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

ЕС и США могут ввести санкции для российских банков и РФПИ в случае нападения России на Украину. Сейчас бессмысленно ставить вопрос об эффективности санкций в мировой политике из-за внутренних ограничений в странах, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

США и Россия оказались на грани крупнейшей санкционной войны с момента ее первой волны, начавшейся весной-летом 2014 года. Рынки, как обычно, реагируют на слухи о санкциях сильнее, чем на сами санкции. Рубль, акции и государственные облигации России падают, несмотря на дорожающую нефть и рост фондовых индексов в США и Европе. При этом новый виток санкционной войны, если президентам США и России в ходе личного диалога не удастся снять напряжение вокруг проблемы Украины, будет кардинально отличаться от всего, что мы видели до сих пор.

Евросоюз и США могут ввести санкции в отношении крупнейших российских банков и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), если Россия нападет на Украину. В числе вариантов источники называют ограничение возможностей обмена Россией рублей на доллары, евро и фунты. Наиболее радикальной и значительной по возможным последствиям мерой, которая якобы рассматривается (надежных доказательств этому нет), называется отключение России от международной платежной системы SWIFT, однако такой вариант «создаст хаос среди простых граждан». Также рассматриваются ограничения возможностей инвесторов по покупке российского госдолга на вторичном рынке.

Так или иначе все эти санкции уже не раз всплывали в публичном пространстве, но до сих пор оставались абстрактными страшилками. При этом контекст, в котором идет разговор о новой войне санкций сейчас, изменился самым радикальным образом.

Проблема в том, что пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, включая долговременное нарушение свободного перемещения людей и грузов, сформировали рекордные за многие десятилетия проблемы с логистикой, электроникой для гаджетов и автомобилей. Но главное, проявился вынужденный (временный, разумеется, но сколько он продлится, не может предсказать никто) антиглобалистский тренд в экономиках даже самых рыночных и открытых государств. Логика добровольной изоляции и самовыживания с опорой на собственные ресурсы стала мейнстримом.

Реакцией России на первый виток санкционной войны стало создание национальной платежной системы «Мир», и теперь карты международных платежных систем в России отключить невозможно. Наши власти неоднократно говорили о наличии в стране базы для создания аналога SWIFT в России. Идея перейти полностью на отечественное программное обеспечение давно владеет умами российских чиновников, и процесс уже начался.

Но если три года назад такие меры казались чем-то вроде опасного выстраивания экономического «железного занавеса» и движения поперек мирового тренда на максимальную экономическую открытость, свободное передвижение товаров и людей, теперь это признаки «новой нормальности».

В каком-то смысле мы живем в мире, где подавляющее большинство стран ввели бессрочные санкции против своих собственных экономик. В данный момент нет смысла ставить вопрос об эффективности санкций в мировой политике или дипломатии даже теоретически. При таких масштабах внутренних ограничений повсюду дополнительные внешние барьеры практически никто не заметит.

Те, кому нужно будет поменять рубли на доллары или евро, найдут способ это сделать в любом случае: будет спрос, появится и предложение. Но пугать санкциями в сегодняшнем мире бесполезно.

Гораздо более опасным, чем любые санкции, представляется вариант, при котором у больших держав появится соблазн заместить в глобальной информационной повестке затягивающуюся пандемию полноценной горячей войной.

Но в любом случае мы видим, что максимальная самодостаточность крупной страны, такой как Россия, в современном мире критически важна. Это не значит, что нам нужно закрываться от мира, отказываться от импорта и экспорта товаров, идей, технологий. Это значит, что экономическая независимость в новой реальности становится едва ли не самым важным атрибутом государственной независимости. Причем не важно, вводят против вас санкции или нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию