16+
Суббота, 12 октября 2024
  • BRENT $ 78.79 / ₽ 7569
  • RTS903.24
19 марта 2010, 19:52 ПравоКриминал

Владелец «Трех китов» ждет Божьего суда

Лента новостей

Наро-Фоминский суд приступил к оглашению приговора по скандальному делу о контрабандных поставках мебели в торговые центры «Три кита» и «Гранд». Все девять подсудимых признаны виновными в контрабанде

Сергей Зуев, сидя под стражей, увлекся религией. Фото: РИА Новости
Сергей Зуев, сидя под стражей, увлекся религией. Фото: РИА Новости

Наро-Фоминский городской суд (Московская область) сегодня приступил к оглашению приговора по скандальному уголовному делу о контрабандных поставках мебели в торговые центры «Три кита» и «Гранд». Все девять подсудимых, включая гендиректора ООО «Альянс-95» и фактического владельца магазинов Сергея Зуева, были признаны виновными в контрабанде. Таким образом, суд согласился с версией следствия о том, что в результате их махинаций государство недосчиталось более 18 млн рублей в виде таможенных платежей. Теперь весь вопрос только в сроках, которые назначит суд. Некоторые из подсудимых уже отсидели в ходе следствия и судебного разбирательства почти по 4 года.

Один из самых громких процессов последних лет начался в июне 2008 года и занял 1 год и 9 месяцев.

К тому, что приговор будет обвинительным подсудимые и их адвокаты были готовы. «У меня нет в этом сомнений. Не потому что прокуратура представила в суд убедительные доказательства вины подсудимых, а прежде всего потому, что в этом деле присутствуют государственные интересы. А у российского государства в российских судах выиграть невозможно», — заявил BFM.ru Алексей Виноградов, защищающий Андрея Саенко, которого следствие считает «правой рукой» Сергея Зуева.

С ним был согласен и Кирилл Полищук, защищавший главного обвиняемого. «Как обычно, виновными останутся коммерсанты, а никто из чиновников ответственности не понесет», — поделился он своим прогнозом. Адвокат отметил, что из 150 фур с мебелью, изъятых следствием, судьба 50 осталась неизвестна. «По версии обвинения, коммерсанты обманным путем перемещали товары через таможенную границу, однако сделать это без помощи таможенников было невозможно», — указал защитник.

По его мнению, заявления представителей Генпрокуратуры, рапортовавших о «миллиардных» нарушениях со стороны мебельщиков, оказались несостоятельными: сумму ущерба оказалась не такой большой — всего 18 млн рублей или 600 тысяч долларов. «Если разделить эту сумму на всех подсудимых, выходит по 60 тысяч, — сказал Полищук. — Зачем владельцу торговых центров, стоящих миллионы, красть 60 тысяч?»

Подсудимые сравнили суд с цирком

Уголовное дело о контрабанде мебели было возбуждено в сентябре 2000 года на основании проверок Государственного таможенного комитета. Оно несколько раз прекращалось и возобновлялось после запросов депутатов Госдумы. Дело расследовали таможенники, Следственный комитет при МВД и Генпрокуратура. Пока шло следствие, в статус обвиняемых успели перейти высокопоставленные сотрудники ГТК Александр Волков и Марат Файзулин, а также следователь СК при МВД Павел Зайцев. Их обвинили в превышении должностных полномочий при расследовании «мебельного дела». Первым вменили то, что они якобы требовали у Сергея Зуева незаконно заплатить в бюджет 5 млн долларов. Однако в июне 2003 года Дорогомиловский суд таможенников оправдал. Павлу Зайцеву в вину поставили то, что он якобы вынес 12 немотивированных постановлений о проведении обысков у подозреваемых и их родственников. Сам следователь утверждал, что дело в отношении него сфабриковано для того, чтобы признать собранные им доказательства недопустимыми и развалить дело. Интересно, что у суде некоторые свидетели заявили, что за прекращение «мебельного дела» следователям Генпрокуратуры было уплачено 2–3 млн долларов. Зайцева оправдали, однако впоследствии этот приговор был отменен. При повторном рассмотрении дела Мосгорсуд признал следователя виновным, осудив на 2 года условно. Надо сказать, что второе дело Зайцева слушалось с большими скандалами. Вначале самоотвод взяли народные заседатели, затем из процесса вышла судья Ольга Кудешкина, заявившая, что на нее оказывалось давление. Впоследствии ее уволили за подрыв авторитета судебной власти.

Доставленный под конвоем в зал суда Сергей Зуев был более резок в высказываниях. «Это рейдерский захват», — так объяснил причину возбуждения уголовного дела коммерсант, отрастивший в заключении длинную бороду и теперь больше смахивавший на священника, нежели на владельца мебельной империи. На вопрос о том, какого приговора он ждет, ответил соотвественно: «Я рассчитываю на Божий суд». Подсудимый утверждал, что дело «сфабриковали» ради того, чтобы упрятать его за решетку. «Все мое имущество захватила группа лиц во главе с человеком из администрации президента. Им помогал Наркоконтроль», — заявил Зуев, назвав фамилии бывшего главы столичного ФСКН Виктора Хворостяна и генерала Александра Бульбова, находящегося сейчас под следствием по делу о незаконном прослушивании телефонных переговоров.

«Это цирк!» — поддержала главного обвиняемого Екатерина Леладзе, делившая клетку-аквариум вместе с Сергей Зуевым, Андреем Саенко и Павлом Поляковым. Остальные пятеро подсудимых, находящиеся под подпиской о невыезде, смешались с толпой репортеров.

«Подсудимые признаны виновными в том, что совершили контрабанду», — констатировал судья Владимир Подкопаев. Приговор гласил, что обвиняемые совершили преступление в составе организованной преступной группы. В нее, помимо Сергея Зуева, вошел его деловой партнер Андрей Латушкин, возглавлявший ООО «Альянс-96» и занимавший должность гендиректора мебельных центров «Гранд» и «Три кита», руководитель ООО «СЭФТРАНС» Андрей Саенко, глава московского представительства латвийского ООО «ФМ Группа» Павел Поляков, главный бухгалтер этой фирмы Ирина Подсотская и ее супруг Павел Подсотский (менеджер в том же представительстве), руководитель отдела логистики ООО «Электра-М» Екатерина Леладзе, менеджер этой компании Андрей Беляков и сотрудник банка «Центрокредит» Анатолий Мельничук.

Все вместе они, по версии следствия, разработали сложную схему контрабандных поставок. Согласно приговору, импортная мебель, получателем которой числилась оформленная по утерянному паспорту фирма «Лига-Марс», поступала в морской торговый порт Санкт-Петербурга. «Используя поддельные транспортные и таможенные документы, подсудимые занижали вес ввозимого товара, вследствие чего таможенные платежи по каждой партии мебели не превышали 5 тысяч долларов и составляли 4–4,5 тысячи долларов», — сказал судья.

Основное таможенное оформление товаров осуществлялось на таможенном посту «Наро-Фоминский» Одинцовской таможни. Товар отгружался на подконтрольный Саенко склад временного хранения ОАО «Союзтехстройсервис».

По данным следствия, всего с 28 января по 5 августа 2000 года было незаконно ввезено в Россию 50 партий товаров общей таможенной стоимостью 61,77 млн рублей. А неуплата таможенных платежей составила более 18 млн рублей.

Помимо контрабанды (статья 188 УК), суд признал Зуева, Латушкина, Саенко и Мельничука виновными в легализации имущества, приобретенного преступным путем (статья 174 УК).

Приговор суда главный обвиняемый слушал, явно скучая. Приехавшая поддержать Зуева 79-летняя мать (она не пропустила ни одного заседания, приезжая в Наро-Фоминск из Москвы) читала молитвослов. Андрей Саенко, сидя в клетке, изучал газету, а Екатерина Леладзе — листала модный журнал.

Так продолжалось до половины шестого вечера. По прогнозам участников процесса, оглашение приговора может занят несколько дней. Ожидается, что чтение вердикта завершиться в середине следующей недели. Тогда и станет ясно, какое наказание суд назначит подсудимым.

Адвокаты надеются на гуманность суда

Адвокат Сергея Зуева Кирилл Полищук надеется, что наказание будет не слишком суровым. «Мой подзащитный отсидел уже 3 года и 10 месяцев, — сказал BFM.ru защитник. — Он почти два года проезжал по 200 км из московского СИЗО в Наро-Фоминск и обратно, находясь в железном стакане автозака. Если умножить это на 200 заседаний, то получится 40 тысяч километров. А это — экватор! Суд не может это не учесть». По мнению защитника, суд также не должен оставить без внимания и тот факт, что Зуев «еще в 2000 году погасил вмененный ему ущерб в десятикратном размере».

Впрочем, какое бы ни было наказание, адвокаты все равно собираются обжаловать приговор. «Мы дойдем до международных инстанций, и точка будет поставлена не в этом суде», — заявил Кирилл Полищук.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию