16+
Вторник, 5 марта 2024
  • BRENT $ 82.88 / ₽ 7571
  • RTS1137.53
1 февраля 2022, 18:49 Политика

«Мы по сути ничего не потеряли, потеряла экономика Литвы»: «Беларуськалий» переключится на Россию после санкций Вильнюса

Лента новостей

Литва закрыла свою территорию для транзита белорусских калийных удобрений. В результате этого местные производители потеряют маржинальность из-за более длинной логистики, но это компенсируется ростом мировых цен, считает Минск

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Крупнейший поставщик удобрений «Беларуськалий» переориентировал свой экспорт после запрета транзита через Литву, заявил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко агентству «Белта».

Он добавил, что в результате этого местные производители потеряют маржинальность из-за более длинной логистики, но это компенсируется ростом мировых цен.

«Мы по сути ничего не потеряли, потеряла экономика Литвы», — сказал Головченко.

С 1 февраля Литва в рамках санкционного законопроекта перестала принимать поезда из Белоруссии, а ранее вынудила госпредприятие «Литовские железные дороги» разорвать контракт с «Беларуськалием», который занимает 20% мирового рынка хлоркалия и является важнейшим бизнесом в республике. Компания транспортировала грузы через Клайпедский порт.

До февраля «Беларуськалий» мог также договориться с частными перевозчиками в Литве, но, по данным местных СМИ, все их заявки отклонялись. Комментирует президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:

— Сегодня где-то порядка 10-15% может Россия спокойно взять на себя, в том числе через Питер и так далее. А вот что делать с остальным объемом? Я так понимаю, сейчас либо белорусы будут договариваться с Украиной для того, чтобы переадресовать эту часть, в том числе, на Одессу, либо еще на какой-то порт на Черном море, либо сейчас будут экстренно решаться вопросы на территории РФ. Но в любом случае эта вся история не быстрая, поскольку у нас терминалов для работы с калийными удобрениями не так много, и они в принципе сегодня находятся под загрузкой наших отечественных мощностей. Поэтому в этом году «Беларуськалий» какую-то часть продукции не сможет вывести на международный рынок. Но я так понимаю, они к этому готовы: раз какой-то части продукции «Беларуськалия» на международном рынке не будет, это создаст определенный дефицит и подгонит рост цен. Соответственно, они постараются компенсировать недополученные расходы именно за счет роста цен. А технологические пути решения, я думаю, [найдутся только где-то к 2024 году].

— Если говорить о маршруте, как этот калий может поставляться?

— Это может быть Усть-Луга, это может быть и Новороссийск. Ну естественно по Новороссийску плечо более длинное получается для Белоруссии. Для белорусов северо-западный бассейн наш смотрится оптимально с учетом обеспечения альтернативности транспортного плеча. Тогда будет компенсировано ускорением срока доставки, то есть в сутках это будет не сильно заметно, но в километраже это будет однозначно длиннее. И здесь наверняка еще будет вставать вопрос о том, что белорусы захотят, попросят у РЖД дополнительную скидку на транспортировку.

Российские поставщики удобрений в лице «Уралкалия» и «Еврохима» не будут делиться с белорусским производителем своими мощностями, уверен управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский:

Владимир Рожанковский управляющий директор Trade123 «Все друг друга знают по именам и отчествам, хорошо общаются, никто не ущемляет ничьих интересов. Тут нет какой-то стены, которая бы говорила: вот «Беларуськалий» — это их интересы, а здесь вот «Уралкалий» — это уже наш интерес. Обычно мы как раз через Беларусь продавали все, потому что Беларусь ближе к Европе, которая является основным потребителем минудобрений. А, чтобы, наоборот, из Белоруссии везли в Россию, такого, по-моему, пока еще не было. Но если есть в том направлении сотрудничество, почему бы ему не быть в обратном. Это может быть, например, частично железнодорожное сообщение, частично сообщение по Балтийскому морю, но правда, не через страны Прибалтики, а, например, через тот же порт Санкт-Петербург. Просто дело в том, что это же соль, а соль, к сожалению, очень не любит влагу, и там требуются дополнительные упаковки, полиэтилен, — полная герметичность для того, чтобы ни в коем случае даже намек на влагу не попал в паллеты. Это немножко сложно, но, с другой стороны, по морю, конечно, калий перевозить проще, чем железнодорожным сообщением».

В понедельник 31 января президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал ввести жесткие ответные меры в ответ на запрет транзита грузов через Литву. Во вторник это намерение подтвердил и премьер республики Роман Головченко.

По его словам, решение будет симметричным и коснется железнодорожного транспорта, который следует с территории балтийского государства. Кроме того, Головченко отметил, что Белоруссия взыщет все штрафы, которые полагаются «Беларуськалию» за несвоевременное расторжение договора с Литвой на экспорт, в том числе за упущенную выгоду. Весь экспорт через Литву белорусские власти оценивали в 1 млрд долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию