Из-за пандемии в России ухудшилась выявляемость онкологических заболеваний
Лента новостей
Свою роль сыграл и поведенческий фактор, и нагрузка на систему здравоохранения. Люди боялись ходить в поликлиники, профильные врачи часто были заняты на работе в «красных зонах», и пациенты не могли пройти плановые обследования
Вследствие пандемии ковида в России может вырасти число запущенных случаев онкологии. Соответствующую тревожную статистику публикует газета «Коммерсантъ».
В чем причины и как бороться с этой тенденцией?
Если в 2020-м был спад по выявляемым онкозаболеваниям (556 тысяч злокачественных новообразований — на 100 тысяч меньше, чем годом ранее), то в 2021-м начался подъем: только за первые девять месяцев года онкологический диагноз поставили 791 тысяче россиян. В некоторых регионах доля пациентов, у которых заболевание обнаружили на поздней стадии, примерно вдвое превысила общероссийский показатель.
Тут играют роль и поведенческий фактор, и нагрузка на систему здравоохранения.
В период первых локдаунов люди боялись лишний раз ходить в поликлиники. Проблемы в последние два года в том числе у тех, у кого уже есть онкологический диагноз или выявленная предрасположенность. Например, москвичка Анна наблюдается у эндокринолога-онколога около пяти лет. По медицинским показаниям она должна проходить обследование каждые полгода. Из-за пандемии полтора года Анна не была у врача. А потом прошла диспансеризацию в павильоне «Здоровая Москва». Выяснилось, что за это время у Анны произошел серьезный сбой со щитовидкой, а также появилось еще одно новообразование. Наверняка в допандемийные времена эти проблемы удалось бы выявить раньше:
«Когда я проходила диспансеризацию, мне сделали УЗИ и нашли сильное отклонение от норм в щитовидной железе, а также отправили на обследование к маммологу-онкологу. После сдачи анализов выяснилось, что у меня началось нарушение и кровь показала очень плохие результаты. Также онколог-маммолог поставил меня на дополнительный учет раз в полгода. Эндокринолог же сказала мне прийти дополнительно через три месяца, потому что нужно было последить динамику и уже тогда назначать медикаментозное лечение. Как раз по этому времени я должна была пойти к врачу в середине января, но сейчас такой всплеск заболеваемости, что идти в поликлинику действительно страшно, плюс попросили ближайшие три недели не приходить к врачам, чтобы не заразиться, да и врачи сейчас тоже очень все заняты, поэтому свой приход к врачу я опять отложила, идти в платную клинику просто невозможно по финансам, да и к тому же все медицинские анализы у меня находятся в государственной поликлинике».
Опрошенные Business FM эксперты говорят: хотя формально онкологическое звено в пандемию не страдает — онкоцентры действительно работают в прежнем режиме, не исключено, что проблема может быть в первичном звене здравоохранения. В поликлиниках, как правило, есть онкологи, которые занимаются начальной диагностикой, когда кто-то из смежных специалистов подозревает неладное и направляет пациента. На этом уровне могло быть какое-то временное перепрофилирование и сокращение объемов помощи.
С 2017 года происходило расширение скрининговых программ и диспансеризации, увеличивалась доля выявленных случаев злокачественных опухолей, рассказывал в недавнем интервью РБК главный внештатный онколог Минздрава Андрей Каприн. Но пандемия и связанная с ней приостановка скрининга негативно сказались на раннем выявлении. Как решать сегодняшние проблемы с онкоскринингом? Комментирует гендиректор группы компаний «Медскан», член правления Ассоциации онкологов России Андрей Модестов:
Андрей Модестов гендиректор группы компаний «Медскан», член правления Ассоциации онкологов России «Казалось бы, мы только-только сейчас в России наладили вот прямо встроенную систему выявления неинфекционных хронических заболеваний. Эта работа сейчас проводится тоже в усеченном режиме, многие медицинские работники поликлиник и других учреждений, где идет выявление рака, работают в красных зонах. Самим пациентам нужно выполнять рекомендации, которые они получали ранее от врачей, своевременно обращаться за медицинской помощью, ну и пользоваться новой опцией — это телеконсультация. Каждая медицинская организация, которая имеет поликлиники, имеет возможность консультировать дистанционно. То есть это по телефону, через интернет, через сервисы конференц-связи».
Директор Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медпомощи Владимир Моисеенко на прошлой неделе говорил в интервью «Интерфаксу», что замечал случаи стремительного развития онкологических заболеваний на фоне пандемии. Но Моисеенко подчеркнул: это не научные факты. Пациенты, которые полгода назад лечились от ковида и у которых компьютерная томография не выявляла никаких опухолей, поступают теперь «с невероятно большим распространением опухоли». Другие врачи говорят: пока нельзя уверенно утверждать, что существует какая-то корреляция между перенесенным вирусным заболеванием и развитием или прогрессированием онкологической патологии.