Какова информационная картина вокруг спецоперации на Украине? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Перевод Киевом информационной повестки в пользу освещения гуманитарных вопросов и жертв среди мирного населения, причем до расследований силами независимых сторон, может склонить чашу весов в сторону санкционных действий, рассуждает политолог

Украинские власти сообщили о жертвах среди гражданского населения в населенном пункте Буча близ Киева, который был оставлен российскими войсками в порядке передислокации сил. Президент Украины Владимир Зеленский пригласил Ангелу Меркель и Николя Саркози приехать в Бучу, чтобы посмотреть, «к чему приводят 14 лет уступок России». Лондон призвал провести расследование событий под Киевом, а Берлин осудил их и пообещал обсудить с западными странами новые санкции против Москвы. С осуждением и призывом к санкциям также выступил глава Евросоюза Шарль Мишель. Минобороны России в свою очередь опровергло обвинения в убийстве мирных жителей в Буче, назвав их очередной провокацией.
В минувшие выходные информационная картина вокруг «спецоперации» еще сильнее ухудшилась, что затрудняет проведение дальнейших переговоров между сторонами, в том числе в видеоформате. Хотя раньше глава российской делегации Владимир Мединский говорил о возможности их возобновить 4 апреля. С украинской стороны накануне подтверждений тому не было.
Киев, который сейчас делает акцент на тему возможных военных преступлений, в частности в населенных пунктах Буча и Ирпень, в которых до всяких объективных расследований однозначно обвиняет российских военных, перешел в информационное наступление, рассчитывая на резкое усиление санкционного давления со стороны ЕС. Это подтверждается призывами главы украинского МИД Дмитрия Кулебы отключить SWIFT уже для всех российских банков, дополнив это полной морской и торговой блокадой, а еще и обращением в международный трибунал. Тем самым Киев информационно пытается нивелировать эффект от сделанных на прошлой неделе заявлений российского Минобороны о таких шагах по деэскалации, как снижение военной активности на киевском и черниговском направлениях. При этом госсекретарь США Энтони Блинкен назвал изображения предполагаемых убийств гражданских лиц в Киевской области «ударом под дых», однако не стал употреблять более резких выражений и, в частности, избежал употребления слова «геноцид».
Все это объективно плохой фон для переговоров. Очевидно, следует ожидать еще более развернутого информационного ответа с российской стороны, в том числе реакции на требования стран Евросоюза о проведении объективного расследования, поскольку информационная война — это неотъемлемая часть нынешнего противостояния, которое ведется фактически в режиме онлайн. И это по-своему уникальный случай в истории.
Что касается европейцев, то они продолжают переваривать последствия указа Владимира Путина о переводе расчетов за газ в рубли. И хотя валюта платежа остается той же — евро или доллары, — от покупателей потребуется открыть рублевые счета в уполномоченном Газпромбанке и дать поручение на перевод с них средств «Газпрому» после конвертации валюты. С этим могут быть проблемы. Пока лишь три страны однозначно подтвердили готовность платить в рублях — Словакия, Болгария и Молдавия, тогда как три страны Балтии однозначно отказались, и газ туда перестает поступать уже сейчас.
Технологически момент оплаты апрельских поставок наступит в начале мая. А пока поставки продолжаются. Возможно, европейцы просто тянут время, взвешивают свои силы и пополняют запасы на первое время после отключения от «трубы». К маю отопительный сезон уже точно закончится, и шок будет не таким резким. Отрицать возможность полного отказа от российского импорта уже через месяц целого ряда стран-импортеров в настоящий момент нельзя, тем более на фоне столь драматичной информационной картины в подаче мировых СМИ. Так, глава Минобороны Германии уже призвал обсудить возможность запрета на импорт российского газа.
Пока примерно понятно, что из других источников можно относительно просто, хотя и за дорого, заместить примерно 30 млрд кубометров газа из газпромовских 150 млрд. В любом случае уже не избежать резкого сокращения импорта из России по всему спектру товаров, включая энергетику. Однако это, по подсчетам агентства Bloomberg, все равно займет несколько лет. Придется, в частности, строить терминалы для приема СПГ, ускоренно вводить мощности по генерации возобновляемой энергетики. И пойти при этом на колоссальные дополнительные затраты, притом что рост цен на сырье уже составил 46% за последний год. Для той же «зеленой» энергетики потребуется минимум 52 млн тонн одной только стали, выплавка которой подразумевает в том числе огромные энергозатраты. Потребуется также намного больше меди и алюминия. В целом расходы на инфраструктуру возрастут в ЕС на 20%.
Все это объективно не располагает к тому, чтобы рвать все связи с Москвой, прежде всего в энергетической сфере, уже сейчас. Однако перевод Киевом информационной повестки в пользу масштабного освещения и обсуждения именно гуманитарных вопросов и жертв среди мирного населения, причем до всяких объективных расследований силами третьих, независимых сторон, может склонить чашу весов в сторону гораздо более резких санкционных действий вопреки всем рассудочным экономическим раскладам.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















