16+
Понедельник, 6 мая 2024
  • BRENT $ 83.41 / ₽ 7616
  • RTS1189.11
6 мая 2022, 02:21 Политика

Александр Лукашенко считает и чувствует, что спецоперация затянулась. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Когда именно закончится спецоперация и чем именно, пока сказать не может никто. Но очевидна смена риторики Запада — от требований переговоров России и Украины он перешел к поддержке Украины в конфликте, сколько бы он ни длился, и уже заявил, что не признает изменений украинских границ после ее окончания

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью агентству Associated Press заявил, что, по его мнению, спецоперация России на Украине затянулась. «Но я не настолько погружен в эту проблему, чтобы сказать, идет ли все по плану, как говорят русские, или как я это чувствую. Я хочу еще раз подчеркнуть, я чувствую, что эта операция затянулась», — заявил Лукашенко.

По его словам, Украина «провоцирует Россию», однако Белоруссия выступает за мир. Лукашенко добавил, что благодаря ему начались переговоры двух сторон. «Но почему Украина, на территории которой фактически продолжается война, военные действия, гибнут люди, — почему Украина не заинтересована в этих переговорах?» — задал он вопрос. И сам же на него ответил: по его словам, остановить боевые действия может Байден, поскольку «сегодня не Зеленский управляет Украиной». А вот если только Джо Байден скажет: «Все, мужики, повоевали, по-русски говоря, морду друг другу набили — давайте прекращайте. Война* никому не нужна, она невыгодна», — — в течение недели все прекратится», резюмировал президент Белоруссии. Он также считает, что Владимир Путин не хочет глобального столкновения с НАТО. Свою оценку перспектив мирного урегулирования дал и германский канцлер Олаф Шольц. Так что там со сроками, как их видят политики со стороны?

Сказать, когда именно закончится спецоперация и чем именно, пока не может никто. Но рассуждать, конечно, могут с разной степенью вольности все, кто со стороны. Вот и белорусский президент дал свою оценку темпов военных действий как бы со стороны. Мол, он не погружен в тему и ему трудно судить, все ли идет по плану, как «говорят русские», или же все идет по тому сценарию, как он, Лукашенко, это чувствует. При этом несколько дней назад глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что российская операция на Украине развивается строго по плану, ее цели будут достигнуты, «несмотря на противодействие оппонентов».

Аналогичное заявление сделал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Если судить по военным сводкам Минобороны России, идут упорные бои вдоль всей линии фронта в Донбассе, а также наносятся удары по объектам на остальной территории Украины. Можно ли считать это переходом к тому, что на языке военных называется «позиционной войной», сказать трудно. Возможно, речь идет о логике, согласно которой ранее президент Путин отменил лобовой штурм «Азовстали», где окопались украинские военные, во избежание больших потерь со стороны штурмующих.

На этом фоне также предпринимаются попытки наладить мирную жизнь на тех территориях, которые уже контролируют российские войска. Там идет перевод платежей на рубли, формируются новые администрации, появляются даже новые школьные программы, переформатируется теле- и радиовещание, а также интернет. Судя по этим действиям, возвращение украинских властей там не ждут.

С другой стороны, политики в Киеве, ободряемые начавшимися массированными поставками тяжелых ударных западных вооружений, все чаще употребляют слово «контрнаступление», давая понять, что будут готовы к нему примерно к середине июня, когда основная масса вооружений уже будет получена, а украинские военные пройдут ускоренный инструктаж по использованию. Если, конечно, эти конвои с оружием не будут уничтожены российской армией, о чем Москва «коллективный Запад» уже не раз предупреждала.

Так или иначе, но на нынешнем этапе можно говорить о том, что вся повестка, по которой в марте-апреле шли переговоры между Россией и Украиной, уже перечеркнута, и теперь формируется новая, с новыми «вводными». Формируется, прежде всего, на поле боя и в зависимости от исхода военных действий. Теперь уже и на Западе возможные переговоры видят иначе. Никто не собирается «мирить» Москву и Киев, не собираются и выступать некими отстраненными гарантами безопасности Украины. Вопрос о гарантиях отодвигается на задний план, да и ситуация в целом видится Западу иначе: он поддержит только тот мир, который устроит Киев. И устами канцлера Шольца Запад снова дает понять, что санкции, наложенные на Россию, могут быть сняты только после того, как Россия достигнет с Украиной мирного соглашения. Притом именно Киев должен определять условия мира и условия, стало быть, снятия санкций.

Вручение Западом «ключа» от распухшего санкционного пакета Киеву, а именно президенту Зеленскому, означает на практике, что процесс заключения мирного соглашения может отодвинуться далеко, по направлению к вечности. Эта новая «вводная», по всей очевидности, побудит Киев ставить вопрос не только о возвращении утраченных территорий, но и попытаться включить в соглашение вопрос о репарациях. Недавно некоторые украинские политики уже оценивали требуемую на восстановление сумму в 600 млрд долларов, что немногим уступает недавно принятому масштабному пакету инфраструктурной модернизации такой богатейшей страны, как Америка.

Попутно, кстати, Шольц помирился с Зеленским, как ранее помирился с ним же в ходе телефонного разговора президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, который ранее подвергся грубым нападкам и оскорблениям на Украине за свою якобы «пророссийскую позицию». Теперь обоих приглашают в Киев. Как говорится, все для восточного фронта.

Что касается расхожего и употребленного в том числе и Лукашенко тезиса о «марионеточности» нынешней украинской власти по отношению к Западу и особенно США и о том, что якобы стоит только Вашингтону приказать, как Киев тут же и выполнит приказ о прекращении сопротивления, то не так все просто. При всем огромном влиянии, которое Запад оказывает сегодня на Украину, этот коллективный Запад хочет продемонстрировать, что, во-первых, Украина суверенна, а, во-вторых и в-главных, что для Запада нет на сегодня какой-либо особой мотивации употреблять свое влияние на Киев с тем, чтобы потом разворачивать вспять весь тот курс на сворачивание всех и всяческих связей с Россией.

Эти огромные убытки уже либо списаны, либо заложены в цену. А разворот курса и смягчение санкций пока не видятся тому же Западу целесообразными. Ради чего? Если столько уже вложено в демонтаж и перестройку всех связей? В том числе и поэтому в ходе своего очередного общения канцлер Шольц и президент Байден подчеркнули, что они не признают никакие шаги, которые будут идти вразрез с территориальным суверенитетом и целостностью Украины и что эти шаги не получат никакой легитимности. Что касается Лукашенко, то он впервые четко заявил, что Белоруссия не будет участвовать в специальной военной операции России на Украине.

* Минобороны РФ подчеркивает, что речь идет о спецоперации

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию