Ассоциация юристов России начала создавать альтернативу ЕСПЧ
Лента новостей
Как варианты площадки предлагают БРИКС, СНГ или Евразийское экономическое сообщество, уточнил председатель ассоциации. Рабочую группу по созданию суда сформируют до конца месяца

В России приступили к созданию альтернативного ЕСПЧ суда. Этим занимается Ассоциация юристов России. В организации отметили, что есть три варианта, на каких площадках может быть открыт новый суд: БРИКС, СНГ или Евразийское экономическое сообщество. Об этом заявил председатель ассоциации Сергей Степашин.
По его мнению, сделать это совместно со странами — участницами БРИКС будет сложнее всего из-за давления, которое на них оказывают США. «Что касается ЕврАзЭС, то здесь есть варианты», — указал Степашин. По его словам, рабочая группа, в которую войдут, в частности, представители Минюста, Следственного комитета, администрации президента, будет сформирована до конца месяца. Возглавит рабочую группу сам Степашин.
Идея, с которой выступил Степашин, крайне трудно реализуема, если вообще реализуема, считает главный редактор журнала «Бюллетень ЕСПЧ» Юрий Берестнев:
— БРИКС, ЕврАзЭС, СНГ. Готов ли российский законодатель принять конструкцию, в которой будет наднациональный суд, состоящий из представителей Индии, Бразилии, Таджикистана и других государств, которые будут выносить решения, обязательные к исполнению в отношении этих правовых коллизий, существующих в России? Мы вышли из страсбургской модели, которую постоянно обвиняли в политизации, а здесь мы готовы свои проблемы вынести на суд ЮАР, Бразилии, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Индии? Второй момент: готовы ли эти страны, чтобы наш судья и наши юристы подавали жалобы и рассматривали дела против этих стран? Ведь нельзя создать такой суд межгосударственный только для России, и я уж не говорю о том, что какой документ будет являться основой для работы такого суда. СНГ, понятно, это Конвенция СНГ, но мы понимаем состояние отношений между государствами СНГ. Что касается ШОС, БРИКС и прочих, на основе какого правового акта будет судить такой суд?
— Решение этого суда, скорее всего, будет обязательным, в отличие от ЕСПЧ в России? ЕСПЧ в России нормально работал?
— ЕСПЧ у нас работал не хуже и не лучше, чем работал для других европейских стран. И за 20 лет участия в ЕСПЧ на основе его решений внесены десятки изменений в законодательство, в правоприменительную практику. Мы к хорошему быстро привыкаем, и о многих изменениях, которые произошли в результате рассмотрения дел ЕСПЧ, забываем. Например, о таких банальных вещах, но на самом деле архиважных, как судебная санкция на арест, заключение под стражу и прочее, чего не было до начала нулевых годов в предыдущей версии уголовно-процессуального и уголовного законодательства. Законодательство, направленное на то, чтобы добиться безусловного исполнения российских внутригосударственных судебных решений, и, если они не исполняются, компенсировать гражданам их ущерб, возникающий из-за неисполнения выигранных ими внутригосударственных дел. Законодательство, направленное на компенсацию за ненадлежащие условия содержания под стражей, и много другого, что было сделано нашим российским законодателем в развитии тех решений, которые принимал Европейский суд. Но хотя, наверное, отдельные решения не нравились властям и, может быть, обоснованно не нравились. Но они и британским властям не нравятся, французским и шведским, российская власть находила в себе силы вынести что-то позитивное из этого в виде изменения в законы или в правоприменительную практику. Сможет ли это делать некий новый орган с таким составом участников? Я сомневаюсь, что технологически это возможно создать. Скорее, более реалистично все-таки создавать некий внутригосударственный механизм, дополнительный к ныне существующим, который взял бы на себе часть функционала, которую выполнял Европейский суд.
С предложением создать альтернативный ЕСПЧ суд Степашин выступил в апреле. Тогда он отметил, что по абсолютному большинству жалоб и исков, которые были поданы в ЕСПЧ жителями ДНР и ЛНР, не было принято никаких решений. Именно поэтому, по его мнению, следует создать суд, «который не будет политизированным, будет независимым от всех его участников, включая и Россию, а главное, будет реально работать и защищать права человека».
Россия начала процесс выхода из Совета Европы 15 марта, возложив всю ответственность этого шага на страны НАТО. Они, по словам главы российской делегации в ПАСЕ Петра Толстого, все это время использовали тему прав человека для реализации собственных геополитических интересов. Резолюция об исключении России из состава организации была принята в тот же день. Однако официально страна перестает быть стороной Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября. До этой даты россияне сохраняют возможность обжаловать в ЕСПЧ нарушения своих прав.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

