16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.75 / ₽ 7979
  • RTS1129.50
6 июля 2022, 21:52 Компании

Из российских больниц хотят забрать передовой препарат для лечения онкобольных. А затем — уничтожить

Лента новостей

Речь идет о препарате «Ниволумаб» компании BMS. Он проходит клинические тестирования в российских медучреждениях, сообщили медики. Препарат уже давно востребован за рубежом

Фото: Татьяна Мельникова/Фотобанк Лори

Фармацевтическая компания Bristol Myers Squibb (BMS) потребовала от российских медучреждений вернуть препараты «Ниволумаб», пишет «Медвестник». Ранее фирма объявила об уходе с российского рынка.

Официальных сообщений от американской BMS пока нет. Напрашиваются аналогии с китайскими IT-гигантами, которые избрали политику «молчаливого ухода» из России — прекратили поставки и не делали никаких заявлений по этому поводу. Однако, по данным Всероссийской ассоциации онкологических пациентов, BMS не просто покидает рынок, но и изымает и уничтожает свой препарат для лечения онкобольных. Это подтверждают национальные центры онкологии имени Блохина и имени Петрова. Сейчас там изучают, как перевести пациентов с экспериментального препарата на стандартную терапию.

Препарат «Ниволумаб» можно назвать экспериментальным лишь формально и только в случае России. Как пояснили Business FM онкологи, препарат уже давно прошел сложные и комплексные испытания и применяется для лечения пациентов с целым рядом онкологических заболеваний во многих странах мира. «Ниволумаб» — это скорее иммунотерапия, ингибитор, простыми словами — позволяет использовать иммунитет самого пациента для борьбы с опухолями. Это современный, эффективный подход в лечении онкологии, но довольно дорогостоящий. Альтернативы есть у других компаний, хотя нельзя сказать, что это массовый продукт. Уход BMS с российского рынка, да еще и в такой форме — это очень нехорошо. Хотя это и не прецедент, отмечает основатель и гендиректор компании онкологической диагностики Unim Алексей Ремез.

Алексей Ремез гендиректор Unim «Дело в том, что никаких формальных санкций на уровне правительств по направлению медицины нет. Все, что касается здравоохранения, попадает в такую гуманитарную категорию, которая пока, до текущего момента, даже не обсуждалась, вероятнее всего, это инициатива самой компании, таких немного, и это, как правило, достаточно небольшие компании. Есть примеры, когда достаточно крупные компании-вендоры, производители оборудования для диагностики, например, никаких официальных заявлений не делали, но вместе с тем приостановили отгрузки оборудования расходных материалов в Россию. Правда, обычно это звучит по тем позициям, где есть альтернатива, есть замены. Где один ингибитор — тоже так или иначе есть замена, но их совсем-совсем немного. Наверное, это пока не имеет массового характера».

Этический момент изъятия из страны важнейших медицинских препаратов прямо по ходу клинических испытаний — вопрос сложный и субъективный. Поэтому обычно санкции никогда не касаются этой сферы. Компания BMS на рынке России работала давно — с 1993 года выводила в оборот препараты против ВИЧ, гепатита B, сахарного диабета. Сейчас, как пишут медицинские издания, BMS намерена передать свой российский бизнес швейцарской компании Swixx BioPharma. Назрела необходимость в поправках в законы, считает медицинский юрист Иван Печерей, — чтобы таких ситуаций не возникало. Можно поступить по аналогии с параллельным импортом, только наоборот — чтобы медицинские компании были обязаны оставить свои наработки на рынке, даже если хотят его покинуть. Так можно защитить права медучреждений и самих больных, считает юрист:

Иван Печерей медицинский юрист «К этому обязательно нужно быть готовым, принимать комплекс мер упреждающего характера на случай ухода компаний с российского рынка. Это дело, наверное, экспертов в области фармацевтики, которые дадут необходимые санкции правительству. Это необходимо, это жизненно важные шаги. Российское врачебное сообщество столкнулось, скажем так, с отрицанием в Европе и в Соединенных Штатах Америки. То есть очень большие проблемы испытывают наши врачи, их не приглашают на конференции, соответственно, им отказывают в каких-то совместных исследованиях, совместных действиях. На мой взгляд, нарушая основополагающие принципы этики и деонтологии в медицине, которые основополагающие для всех, независимо от того, из какой ты страны. И в данной ситуации есть большое, тотальное нарушение, это ненормально».

Жалобы на решение BMS составила Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» и направила ее Европейской коалиции больных раком. Свое обращение составили представители Ассоциации онкологов Северо-Запада: они попросили компанию не забирать препараты, но пока не получили ответа. Президент Всероссийской ассоциации онкологических пациентов Ирина Боровова, как отмечает «Медвестник», обращалась в представительство BMS в России и просила оставить препараты, потому что лишать надежды больных людей бесчеловечно. Такая позиция идет вразрез с политикой компании, которую она сама декларирует, считают в ассоциации. Притом что другие лекарства, которые производит BMS и которые также входят в перечень жизненно важных, пока продаются в России без ограничений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию