16+
Понедельник, 20 мая 2024
  • BRENT $ 84.05 / ₽ 7648
  • RTS1212.52
23 августа 2022, 23:35 Компании

Что будет с «Яндекс.Новостями» после завершения сделки по обмену активами между «Яндексом» и VK?

Лента новостей

Стороны договорились о том, что VK выходит из совместного холдинга со «Сбером», приобретает 100% акций Delivery Club и передает их «Яндексу». А «Яндекс» отдает VK свой новостной агрегатор и платформу «Дзен». Что это значит для пользователей и для СМИ?

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Главное изменение, которое заметят все в результате сделки с участием «Яндекса», VK и «Сбера»: такой страницы, как yandex.ru, в интернете больше не будет. «Яндекс» переедет по адресу ya.ru. Эта страница существует давно и выглядит примерно как стартовая Google: строка поиска — и больше ничего. А вот «Дзен» вместе с топом новостей будет открываться на странице dzen.ru.

И туда перенаправят всех, кто еще не понял, что произошло, отмечает официальный представитель VK Алексей Меркутов:

Алексей Меркутов официальный представитель VK «Те пользователи, которые раньше приходили на главную страницу «Яндекса», которая называется yandex.ru, с нее будет сделан редирект на dzen.ru. То есть все пользователи, которые раньше приходили на yandex.ru, будут приходить на dzen.ru, там они будут видеть сервис «Дзена», новостей, поисковую строку «Яндекса» и другие сервисы и VK, и «Яндекса».

На данном этапе это, по крайней мере, снимает вопрос о переходе топа новостей на главную страницу VK. Этого не будет. Что касается «Дзена», эксперты в основном считают, что его слияние с сервисами VK пойдет платформе на пользу. Они близки и технологически, и по духу. Что же касается «Новостей», пока сложно представить, что топ «Яндекса» переедет на страницу «Дзена» без потери трафика, считает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

— Мне вообще кажется, что пока мало кто представляет точно, как все это будет, прогнозировать последствия тяжело, но при редиректе, скорее всего, со временем трафик будет очень быстро уменьшаться, если люди внезапно вместо привычного для них «Яндекса» будут попадать на другой ресурс. Отток будет очень быстрым и большим.

— Для СМИ это критично?

— «Яндекс.Новости» всегда генерировали трафик для СМИ. Многие СМИ просто на нем жили. Если будет резкое изменение, то, возможно, СМИ — их много, у которых трафик с «Яндекса» составляет 70-80%,— останутся без аудитории, без охвата и без денег.

Это касается прежде всего небольших СМИ, которые не имеют постоянного стабильного дохода от рекламы. Крупным изданиям будет проще. Трафик с «Яндекс.Новостей» падает уже несколько лет — с тех самых пор, как агрегатор стали обвинять в несамостоятельности, констатирует редакционный директор Forbes Николай Усков:

Николай Усков редакционный директор Forbes «Продукт «топ новостей» будет как-то дальше жить и использоваться в основном в пропагандистских целях, как, собственно, уже используется. Но для СМИ он уже давно не является каким-либо ориентиром. Наш трафик из «Яндекса» давно падает, и для средств массовой информации это уже неважно».

Правда, в конце беседы Николай Усков смягчил позицию и сказал, что трафик с «Яндекс. Новостей» все-таки обеспечивает определенный интерес аудитории. И для итоговых цифр он все же важен. Но дело не только в трафике от новостного агрегатора, замечает заместитель директора по цифровой стратегии ИД «Коммерсантъ» Анастасия Лобада:

Анастасия Лобада заместитель директора по цифровой стратегии ИД «Коммерсантъ» «Яндекс» — это не только «Новости» и не только «Дзен», это прежде всего еще и поиск. Многие пользователи рунета, особенно молодая аудитория, младше 35 лет, использует поиск как точку входа для любого контентного продукта. То есть они не пользуются отдельно «Яндекс.Новостями» или «Дзеном», они в поисковую строку вбивали: «Что сказал сегодня Мишустин?» Им выдавался в том числе блок «Яндекс.Новостей». И вот этот кусок трафика на сегодняшний день, если судить по тому, что мы знаем о сделке, будет для медиа, для издателей полностью потерян. Это был достаточно существенный кусок после стартовой «Яндекса».

Правда, если исходить из обещаний VK, на той же стартовой «Дзена», помимо топа новостей и самого «Дзена», останется и поисковик «Яндекса». Но никто сейчас не скажет, на каком именно сайте аудитория продолжит пользоваться этим поисковиком. Кто-то будет заходить на dzen.ru, а кто-то на ya.ru. А кто-то, запутавшись, плюнет и вообще уйдет в Google.

При этом Анастасия Лобада прогнозирует активизацию других игроков, которые будут предлагать аудитории свои агрегаторы новостей. Например, «СМИ2» и прочие. Так, бывший глава «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон уже запустил свой новостной агрегатор The True Story. Заявленная задача этого ресурса — показывать главные события дня и по каждому из них предоставлять краткую информацию и ссылки на материалы СМИ, которые пишут о нем подробно. Причем в основном это будут СМИ, которые в России либо не открываются без VPN, либо признаны иноагентами. Впрочем, в подборке для полноты картины завялены также несколько официальных российских изданий. Пока агрегатор работает в тестовом режиме. Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что рыночных перспектив у подобных проектов нет. Агрегатор, который ведет на сайты, не открывающиеся без VPN, вряд ли выживет без спонсорской поддержки.

Продолжая комментировать политическую сторону сделки «Яндекса» и VK, автор телеграм-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин считает, что у слияния «Дзена» с «Новостями» есть еще один важный аспект:

Алексей Никушин автор телеграм-канала «Интернет-аналитика» «С некоторой долей уверенности можно говорить о том, что контент, выдаваемый «Дзеном» в контексте той или иной новости, может изменить ее восприятие отдельно взятым человеком. А может быть и так, что «Новости» будут едиными для посетителей этой страницы, а контент «Дзена» будет разным. И из этого следует, что человек, посетивший эту страницу, теоретически может изменить свое отношение к той или иной новости исходя из контента, который рекомендуется ему «Дзеном».

Какие СМИ попадут в новый агрегатор новостей, а какие — нет, представители VK пока не говорят. Подробности они предлагают обсудить после завершения сделки и запуска сайта dzen.ru. Когда это произойдет, неизвестно. Сделку еще должен одобрить регулятор, но стороны надеются, что обмен активами удастся завершить до конца года. Получается, уже как факт можно констатировать: для того чтобы пользователи рунета могли продолжать видеть топ актуальных новостей, им сначала предложат войти в «Дзен».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию