16+
Суббота, 19 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
11 апреля 2010, 11:06 КиноПутешествия
Спецпроект: Месяц Франции

После меня хоть Джеймс Бонд

Лента новостей

Версаль может стать местом съемок очередной серии эпопеи о приключениях Джеймса Бонда. Инициатива исходит не от Голливуда, а от французских чиновников, которые заманивают кинематографистов скидкой в 20%

Версаль может стать съемочной площадкой новой серии про агента 007. Фото: students.sbc.edu
Версаль может стать съемочной площадкой новой серии про агента 007. Фото: students.sbc.edu

Строительству самого знаменитого дворца всех времен и народов, Версаля, предшествовала следующая поучительная история. Фуке, министр финансов Франции, пригласил короля Людовика XIV с королевой в свой великолепный замок, где устроил запоминающийся праздник. Это стоило министру должности, свободы и едва не стоило головы. Как пояснила королева Анна, «Его Величество не любит тех, кто богаче его. Он уверен в том, что их богатства украдены у него». После того, как Фуке был брошен в тюрьму, работавшие у него великий архитектор Ле Во, великий художник Шарль Ле Брюн и великий, как мы бы сейчас сказали, ландшафтный дизайнер Ле Нотр были приглашены создавать беспримерный дворец Версаль.

Король Солнце, сотворив это чудо, как известно, отметился фразой: «После меня хоть потоп». Вряд ли Людовик XIV предполагал, что по прошествии трех веков после него в Версале объявится Джеймс Бонд.

Версаль и впрямь может быть избран в качестве съемочной площадки для очередной серии эпопеи о приключениях Джеймса Бонда. Инициатива, как это ни удивительно, исходит не от Голливуда, а от французских чиновников. По данным британской газеты The Times, сотрудники комитета по кинематографии столичного региона Франции даже написали сценарий. Как сказал в интервью газете заместитель директора комитета Стефан Мартине (Stephane Martinet), «мы хотим подать продюсерам некоторые идеи: было бы очень здорово видеть Джеймса в великолепных интерьерах замка».

Действительно, если иметь в виду любвеобильность агента 007, то лучшей площадки для его похождений не найти. Все в Версале, владелец которого имел обыкновение дарить своим возлюбленным апельсиновые деревья в серебряных кадках за доставленное удовольствие, проникнуто духом любви. В эпоху Людовика XIV существовал милый обычай, когда дамы принимали посетителей-мужчин в своей спальне, возлежа на постели, что считалось не просто приличным, а единственно соответствующим дворцовому этикету поведением. Слово chambre, «спальня», в толковом словаре французского языка XVII века обозначалось, как «место, где спят и принимают гостей». Гость помещался в узком пространстве перед кроватью, имевшем специальное название ruelle. Как отмечает один из биографов короля, место это было настолько узким, что путь от ruelle до постели дамы был чрезвычайно короток.

Конечно же, Версаль был свидетелем и множества драматических моментов. Именно здесь мучительно умирал от оспы Людовик XV, внук Людовика XIV. Когда свеча на окне его покоев погасла, символизируя конец земного пути короля, будущий король Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта услышали нарастающий гул: это десятки придворных устремились в покои наследника престола, чтобы первыми объявить наследнику о том, что он стал королем Франции. Последующие полгода королевская чета избегала Версаля, где был объявлен оспенный карантин.

Предстоящие съемки в Версале (если они, конечно, состоятся) обещают стать чем-то похуже эпидемии оспы. Пылкая фантазия французских чиновников породила в сценарии эпизод, когда Джеймс Бонд покидает дворец на вертолете, взлетающем непосредственно с крыши Версаля.


С крыши Версаля Джеймс Бонд будет взлетать на вертолете. Фото: AP

Следует, впрочем, напомнить, что вообще-то Версаль уже давно практикует сдавать свою территорию под нужды кинематографистов. Здесь было снято в общей сложности 165 фильмов, один из которых в русском прокате назывался «Однажды в Версале». Наиболее известной из недавних картин, снятых во дворце, стала эпопея Софии Копполы «Мария-Антуанетта».

Не исключено, что именно этот голливудский фильм навел чиновников на мысль о том, что Версаль должен стать новой Меккой для американского кинематографа. До недавнего времени таковой являлся Лондон. В конкурентной борьбе с англичанами Франция в прошлом году даже предоставила иностранным киношникам 20% налоговую скидку.

Составлен внушительный список (с соответствующим прейскурантом) объектов французского исторического наследия— преимущественно замков и крепостей, которые могут представлять интерес для иностранных продюсеров. Цены начинаются от 4,5 тысяч евро за съемочный день в ординарном замке. День работы кинематографистов в Версале обойдется в 16 тысяч евро. Предполагается, что проект послужит как целям пополнения бюджета дворца и прочих культурных достопримечательностей, так и популяризации Франции за рубежом как туристического направления. Количество иностранных туристов во Францию составляет порядка 70 миллионов человек в год, что значительно больше ее населения и ставит эту страну на первое место в мировой туристической табели о рангах.

Усилия Франции в сфере привлечения иностранных режиссеров уже дают плоды. Вуди Ален, который последнее время нескрываемо обслуживает мировую туристическую индустрию (его картина «Вики, Кристина, Барселона» была снята при спонсорской поддержке Каталонского управления по туризму) уже объявил, что его новая лента будет сниматься во Франции. Ходили слухи, что заглавная женская роль будет поручена первой леди Франции, Карле Бруни, однако в итоге роль досталась французской актрисе Марион Котильяр (Marion Cotillard), сообщила газета The Daily Telegraph. Карле Бруни пришлось удовлетвориться небольшой ролью второго плана. Кинематографический опыт супруги французского президента ограничивается единственной ролью в сатирической картине Роберта Альтмана Pret-a-Porter 1994 года.

Что касается гипотетической возможности съемок новой серии бондианы в интерьерах Версаля, то нет сомнений: во Франции найдутся не только горячие сторонники этой неочевидной идеи, но и яростные противники. Достаточно вспомнить, что выставка работ современного художника Джеффа Кунса (Jeff Koons), прошедшая в Версале в 2008 году, вызвала ожесточенные споры по поводу уместности подобной инициативы.

Рекомендуем:

  • Фотоистории