16+
Воскресенье, 25 февраля 2024
  • BRENT $ 81.58 / ₽ 7567
  • RTS1064.44
15 ноября 2022, 16:14 Компании

«Ъ»: Utair могут заставить вернуть 4,6 млрд рублей госсубсидий

Лента новостей

В самой авиакомпании в интервью Business FM это опровергли. Для получения субсидии пассажирооборот должен быть минимум 72%, у Utair — 60% от уровня 2021 года. Международный пассажирооборот авиакомпании вырос почти на 300%

Фото: Пелагия Тихонова/АГН «Москва»

Авиакомпанию Utair могут заставить вернуть до 4,6 млрд рублей, которые она получила в качестве государственной субсидии. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росавиации и участников рынка. В самой компании в интервью Business FM это опровергли.

Речь идет о субсидии размером 100 млрд рублей, которые Росавиация распределила между авиакомпаниями. Utair должна была получить 4,6 млрд рублей, ей уже перевели большую часть суммы.

При этом обязательное условие господдержки в том, что минимальный налет перевозчика по России должен составить не меньше 72% от уровня прошлогоднего периода с апреля по октябрь. У Utair же этот показатель меньше 60%. Теперь, как отмечают юристы, компания должна вернуть выделенные ей деньги, чтобы избежать ответственности. Другие участники рынка, в частности «Аэрофлот», «Победа», «Россия» и «Уральские авиалинии», смогли выполнить условия. Utair с портом приписки в Тюмени было сложнее, объясняет эксперт телеграм-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова:

— Основная проблема [с рейсами] из центра страны в основном на юг — это закрытие южных аэропортов. Компании надеялись, что аэропорты будут открыты к летнему сезону и они смогут выполнить заявленный пассажирооборот. Не удалось. Тяжело раскатать из центра в другие регионы. Раскатка занимает три-четыре месяца, вы выставляете борт, потом три-четыре месяца минимум, если это популярное направление, а иногда до года, вы рекламируете это направление. Люди из региона, в котором в основном оперирует Utair, это нефтяники, это регионы с континентальным тяжелым климатом, поэтому люди хотели бы провести свой отпуск на юге.

— Другие авиаперевозчики смогли справиться.

— «Аэрофлот» забазирован в Москве и Санкт-Петербурге. Во-первых, другой пассажиропоток, во-вторых, все еще очень много пассажиров летают с пересадкой через Москву, плюс москвичи — это большой процент населения, и они как раз готовы пробовать новые направления, не обязательно ехать на юг, они готовы пробовать и Алтай, и Байкал. У S7 большой разлет из Москвы, у «Уральских авиалиний» тоже достаточно существенные разлеты из Москвы. Плюс они быстрее сориентировались и забрали больше слотов в Сочи.

— Около 4,5 млрд рублей.

— В текущих условиях это очень существенная сумма. Что касается рассрочек, наверное, они будут пытаться обсудить это с Минфином. Трудно предсказать результат.

— Можно налетать в текущем году, чтобы добить до необходимых показателей к этой субсидии?

— Остались самые слабенькие месяцы года, это не позволит компании добить до необходимой планки.

В Росавиации «Коммерсанту» лишь сообщили, что «будут проверять результаты предоставленной Utair отчетности». Между тем Utair активно увеличивала количество рейсов за рубеж. Пассажирооборот на рейсах за границу вырос почти на 300% в сравнении год к году. На сайте авиакомпании указано, что перевозчик выполняет полеты в Казахстан, Турцию, Азербайджан, Киргизию, Узбекистан, Эмираты и другие страны. Говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Utair еще до 24 февраля перевела почти все, кроме восьми самолетов, в российский реестр, она их выкупила после финансового лизинга, то есть они принадлежат авиакомпании, и она вольна делать с ними все, что захочет, поэтому у них не было проблем ни с лизингодателями, что могли арестовать самолеты, у них не было проблем с регистрацией, потому что она уже была российская, поэтому Utair с марта-апреля летала за рубеж, в ближайшие страны, в Среднюю Азию, на Кавказ, в Баку. Предложение было ограниченно, а спрос был большой, потому что через эти страны можно было лететь дальше за рубеж. Поэтому Utair заработали очень хорошую выручку за счет большого спроса. В сравнении с общей выручкой, полученной от международки, она не такая большая. Остальные авиакомпании бомбили рынок, та же S7, распродажами, спецтарифами, чтобы за любые деньги везти пассажиров, чтобы потом за них получить субсидии, это вполне тоже нормальная бизнес-модель. Судя по тому, что Utair выживает еще с 2014 года и никак не банкротится, то и в этот раз с ней ничего не случится, думаю».

В следующем году государство тоже планирует выделить субсидии для поддержки отрасли на фоне сокращения зарубежных направлений и проблем с парком самолетов. На эти цели в бюджете заложено 25 млрд рублей. Но эксперты считают, что эффективность подобной меры спорная. По их мнению, возможно, стоит вернуться к принципам окупаемости.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию