16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.22 / ₽ 8161
  • RTS1171.06
15 апреля 2010, 13:37

Бушер проскочит мимо санкций

Лента новостей

Бушерская АЭС в Иране будет запущена, несмотря на возможные санкции против этой страны, обещает «Росатом». Сроки уже неоднократно передвигались, но на этот раз вероятность срыва исключена, подтверждают эксперты

Бушерская АЭС в Иране. Фото: РИА Новости
Бушерская АЭС в Иране. Фото: РИА Новости

Бушерская АЭС в Иране будет запущена, несмотря на возможные санкции против этой страны, пообещал руководитель «Росатома» Сергей Кириенко. Сроки уже неоднократно передвигались, но на этот раз вероятность срыва исключена, подтверждают эксперты.

«Санкции, о которых все чаще говорят в отношении Ирана, не относятся к Бушеру. Ни у кого не вызывает вопросов эта АЭС», — заявил глава Росатома Сергей Кириенко. Попасть под санкции Совета Безопасности ООН проект не может, потому что не представляет никакой угрозы для режима нераспространения. «Напротив, такое сотрудничество, опыт использования мирной атомной энергии надо поддерживать», — сказал чиновник.

Активность Ирана в атомной отрасли раздражает Запад. Напомним, США вместе с другими западными государствами подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома и настаивают на новых санкциях. Дмитрий Медведев признался вчера в Вашингтоне, что санкции могут стать неизбежными, хотя он не хотел бы их применения.

Дело в том, что Иран уже через год сможет обладать обогащенным ураном в количестве, достаточном для производства ядерного оружия. Об этом предупредил на слушаниях в американском сенате заместитель главы Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Катрайт.

Для таких предположений есть повод. Глава иранского атомного ведомства Али Акбар Салехи сообщил, что в стране уже произведено 5 кг обогащенного до 20% урана. По его словам, для работы исследовательского реактора ежемесячно требуется полтора килограмма такого ядерного топлива.

Водо-водяной энергетический реактор, который используется в Бушере, относится к типу ВВЭР-1000. Уже появились более совершенные энергоблоки. «Иран в любом случае получит очень большой технологический и эксплуатационный опыт работы с АЭС», — сказал ведущий эксперт «Финам менеджмент» Дмитрий Бананов

АЭС Бушер начали строить еще в 1975 году немецкие специалисты, которым пришлось уйти из страны после иранской революции 1979 года. Россия ведет строительство первого блока в рамках межправительственного соглашения между странами, заключенного в 1992 году. Но работы на строительной площадке начались только в 1998 году. Строительство станции явно затянулось, а стороны неоднократно пересматривали график ввода в эксплуатацию.

Так, иранские власти ранее рассчитывали, что АЭС даст первую электроэнергию в 2008 году. Этот срок оказался нереальным, и в конце минувшего года посол Ирана в России Сайед Махмуд Реза Саджади сообщил, что запуск станции ожидается до конца года по иранскому календарю, то есть до 21 марта 2010 года.

В конце концов, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что запуск первого блока Бушерской АЭС состоится летом 2010 года. Эти слова вчера подтвердил Кириенко, пообещав, выдержать сроки. «Мы идем абсолютно в графике», — заверил глава «Росатома».

Напомним, в начале 2008 года Россия завершила поставку ядерного топлива для электростанции, а успешный тестовый пуск реактора первого энергоблока Бушерской АЭС состоялся 25 февраля 2009 года. Затем в июле 2009 года был установлен блок защитных труб, подготовлены технологические системы первого контура для гидравлических испытаний и начаты работы по уплотнению реактора. А в сентябре прошлого года стартовала «горячая обкатка» первой реакторной установки. Теперь начало работы станции будет зависеть от того, когда будет отлажено оборудование.

«Бушер никаким санкциям не подлежит, там все прозрачно», — сказал BFM.ru ведущий эксперт «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Он считает, что если не помешают политические дрязги, то заявленные сроки будут выдержаны. При этом физический пуск реактора может предшествовать моменту официальной сдачи объекта заказчику. На данном этапе, по мнению Баранова, все уже зависит от того, как продвигается наладка оборудования и как быстро иранские специалисты осваивают на нем работу. Например, на Тяньваньской АЭС от момента физического пуска первого энергоблока до момента сдачи станции в эксплуатацию прошло два года. «Но эти сроки в зависимости от обстоятельств могут сдвигаться», — считает эксперт.

Президент Института Ближнего Востока, экс-президент Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский также считает, что на первый план сейчас выходят вопросы обеспечения безопасной работы АЭС. «Бушер, кстати, начала строить не Россия, а западные страны», – обратил он внимание. Ни под какие санкции проект не подпадает и его пуск зависит от технологических причин. «Как говорил Черчилль, предсказывать лучше прошлое, — отмечает Сатановский, — поэтому точно знать дату запуска, не будучи человеком из технической службы, невозможно». По его прогнозам, на фоне недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС осторожность будет на первом месте. «Никому второй Чернобыль не нужен, тем более что рядом с Ираном находится Кувейт и Саудовская Аравия», — добавил специалист.

У иранцев амбициозные планы в области мирного атома. Тегеран заявлял, что планирует в течение 20 лет построить чуть ли не 20 АЭС, в том числе небольшой мощности. Правда, специалисты ставят реальность этих планов под сомнение. «Без помощи других стран им пока не обойтись», — сказал Дмитрий Баранов.

Как раз сегодня на заседании «шестерки» постпреды РФ, США, КНР, Великобритании, Франции и Германии обсуждают текст резолюции Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении Ирана.

Переговорщикам удастся договориться, считает Сатановский, но введение санкций не остановит иранскую военную атомную программу. «Санкции введут, но они будут мелкими и недостаточными. У иранской ядерной программы точно такая же идеологическая подоплека, какая в свое время была у Сталина или у Мао Цзедуна, — говорит политолог. — Но какие санкции могли остановить в свое время Мао?»

Буквально накануне американский генерал Джеймс Картрайт заявил, что даже если Иран продвинулся в производстве 90-процентного урана, необходимого для бомбы, то еще некоторое время у него уйдет на создание самой бомбы и ее испытание. «Опыт показывает, что для этого необходимо от трех до пяти лет, — сказал он. — Заряд должен быть готов к применению и производству взрыва, после чего о нем можно говорить как о полноценном ядерном оружии».

В этом контексте особую роль играет позиция Израиля. «Ядерное оружие есть у Пакистана и у Индии, но эти страны Израиль совершенно не волнуют, так они Израиль напрямую атаковать не будут, а Иран, который не признает существование Израиля, скорее всего, будет», — предполагает Сатановский. Складывающаяся ситуация напоминает ему годы перед Второй мировой войной, когда Гитлер «получил на блюдечке» от Деладье и Чемберлена Чехословакию. «На Чехословакию оказывалось колоссальное давление. Сейчас такое же давление оказывается на Израиль, только в роли Деладье и Чемберлена выступает Обама», — пояснил политолог. Американского президента, по его словам, в Израиле считают теоретиком и недолюбливают.

Эксперт построил самый негативный сценария развития событий. «В Иране сейчас 1937 год и Корпус стражей исламской революции давит на политическое руководство страны и выбивает из него решения о подготовке военных действий», — говорит Сатановский. Впрочем он отметил, что у Израиля есть возможности «уничтожить ключевые объекты Ирана». Это задержит ядерную программу на 5-8 лет и, возможно, за это время в стране поменяется власть, надеется политолог.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию