16+
Четверг, 21 сентября 2017
  • BRENT $ 56.29 / ₽ 3272
  • RTS1122.43
17 апреля 2010, 11:58 НаукаОбщество
Спецпроект: Месяц Франции

Жители Тулузы топчут город днем

Лента новостей

Символом технического прогресса в XXI веке во Франции считается не Париж, а Тулуза. Здесь не только собирают самолеты Airbus, но и впервые в истории человечества пытаются сделать городское освещение делом самих пешеходов

От танцпола Роттердама до мостовой Тулузы всего один шаг. Фото: sustainabledanceclub.com
От танцпола Роттердама до мостовой Тулузы всего один шаг. Фото: sustainabledanceclub.com

Париж, который уже полтора века носит гордое звание «города света», рискует лишиться его в пользу Тулузы. В свое время столица Франции удостоилась этого цветистого наименования за то, что здесь впервые в Европе ввели уличное газовое освещение. По тем временам это казалось немыслимым техническим прогрессом, каковым на самом деле и являлось.

Символом технического прогресса в XXI веке во Франции считается не Париж, а Тулуза. Здесь не только собирают самолеты Airbus, но и впервые в истории человечества пытаются сделать городское освещение делом самих пешеходов, которые своим пешим ходом призваны вырабатывать электроэнергию.

В городе проходит двухнедельный эксперимент. В центре Тулузы участки улицы вымощены специальной плиткой. Она преобразует кинетическую энергию в электрическую. Другими словами, электричество вырабатывается за счет энергии шагов пешеходов, идущих по тротуару. Мощность вырабатываемого тока может достигать 50-60 ватт, что достаточно для работы фонарей уличного освещения, сообщает The Guardian.

Микросенсоры, встроенные в панели тротуара, улавливают и трансформируют механическую энергию в электричество и накапливают его в аккумуляторах в течение всего дня, а ночью этот ресурс используется для питания фонарей уличного освещения, описывает технологию Reuters.

Такие модули были ранее разработаны голландской компанией Sustainable Dance Club (SDC) для использования в ночных клубах. Теперь впервые они тестируются на городских улицах. «Это реализуется впервые в мире, — говорит Александр Марсиель (Alexandre Marciel) заместитель мэра Тулузы по вопросам эко-социального устойчивого развития. — Сама идея существует давно, но она еще не была реализована на практике».

Модули SDC впервые были использованы в роттердамском клубе Club Watt в прошлом году. С тех пор этой идеей в буквальном смысле слова загорелись многие разработчики по всему миру, пишет The Guardian.

По словам Марсиеля, давно было замечено, что в общественных местах значительный объем энергии тратится впустую, и было бы очень хорошо, если бы можно было это компенсировать.


Так ночная Тулуза освещается сегодня. Фото: dreamfrance.ru

Городские власти Тулузы заявляют, что им удалось доказать практическую эффективность этой идеи, но при этом признают, что были и определенные сложности. Исходный вариант панелей, по словам Марсиеля, был непригоден для использования на тротуарах, поскольку изначально они были рассчитаны на танцевальные клубы и могли работать, только если на них «прыгать, как кенгуру». Поэтому была создана новая модель, реагирующая на обычные шаги пешеходов.

Тулуза, пятый по величине город Франции (нас. свыше 1,1 млн), считается неофициальной столицей авиакосмической индустрии Европы. Здесь расположены штаб-квартиры Airbus и космической системы SPOT, крупнейший в Европе космический центр и самый большой на континенте производитель спутников Thales.

С прошлого года SDC получает огромный поток заказов на производство таких модулей для самых разных клиентов, сообщает The Guardian. Тулуза — первый, но не единственный город в Европе, который признал перспективность этого метода.

Директор по маркетингу компании SDC Яап Ван ден Браак (Jaap van den Braak) сообщил в интервью The Guardian, что недавно был подписан контракт со стадионом в Роттердаме. «Рассматриваются несколько подобных пилотных проектов по использованию наших модулей в общественных местах с большим потоком людей, например, на вокзалах и спортивных стадионах», — сообщил Ван ден Браак.

Марсиель признал, что до воплощения мечты о «тротуарном» освещении еще далеко. Сдерживающим фактором остается довольно высокая стоимость таких модулей, но это не должно останавливать городские муниципалитеты, если есть необходимая политическая воля.

«У Тулузы есть миссия стать столицей страны в плане инноваций, но инноваций практических, отвечающих потребностям населения», — говорит Марсиель.


Голладнская дискотека навела власти Тулузы на неочевидную мысль освещать свой город ногами. Фото: Daan Roosegaarde/flickr.com

Вторая молодость розового города

Тулуза, вероятно, как ни один другой город Франции поражает сочетанием древней истории и самых передовых технологий XXI века. Местное метро именуется VAL сокращенно от Vehicule Automatique Leger, т.е. автоматическое легкое метро. Главное слово здесь «автоматическое»: бесшумным поездом на резиновом ходу управляет не машинист, а компьютер.

В этом смысле нет ничего удивительного в том, что футуристический проект по превращению пешеходов в динамо-машины затеян именно в Тулузе.

Между тем, если на время забыть о производимых здесь самых совершенных самолетах и спутниках, то много чего еще останется. За уникальный цвет своего исторического центра Тулуза получила название Ville Rose, «розового города». Жители Тулузы гордятся тем, что у них проводится множество музыкальных фестивалей, а местный университет, который через 19 лет отметит восьмисотлетие, — один из старейших в Европе.

До Великой французской революции, отменившей деление страны на провинции, Тулуза была столицей провинции Лангедок (сейчас это главный город крупнейшего региона Франции, Midi-Pyrenees). Коренные жители, помимо французского, говорят на собственном окситанском языке, который соотносится с французским примерно так же, как каталонский с испанским. Слово «да» на местном языке звучит «ок» — не путать с американским ОК,— и присутствует как в названии языка «окситанский», так и в названии бывшей провинции Лангедок. Считается, что окситанским языком владеют в той или иной степени два миллиона человек. Тулуза, естественно, является столицей окситанской культуры.

Рекомендуем:

  • Фотоистории