16+
Четверг, 12 декабря 2024
  • BRENT $ 73.77 / ₽ 7618
  • RTS766.44
4 мая 2023, 14:09 Компании

Авиакомпании отменяют рейсы внутри России из-за сокращения господдержки

Лента новостей

По данным газеты «Известия», правительство сократило субсидии на выполнение региональных рейсов в облет Москвы с 9 млрд до 7,5 млрд рублей. К каким последствиям это может привести?

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

Обновлено в 14:21

Авиакомпании начали отменять рейсы по России из-за сокращения господдержки. Как выяснила газета «Известия», на этот год субсидирование программы выполнения региональных полетов в обход Москвы урезали с 9 млрд до 7,5 млрд рублей.

Причина в экономии по ряду расходных статей на фоне дефицита бюджета, сообщили три источника в отрасли. Больше всего отмененных рейсов в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии.

Однако эксперты говорят, что гораздо большей проблемой для отрасли в этом году может стать отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 млрд рублей. И есть полное ощущение, что рассчитывать на нее не стоит. Говорит генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

— Эти маршруты, о которых идет речь, исходно абсолютно нерентабельны, они софинансируются, то есть часть из федерального бюджета, часть от местных властей, и только таким образом можно поддерживать эти рейсы. Если этого финансирования не будет, скорее всего, они будут отменены. Потому что экономика воздушного транспорта сегодня такова, что два десятка пар городов обладают пассажиропотоками, которые могут оправдать коммерческим, самоокупаемым способом выполнение рейсов по ним, а все остальное — это муниципальная деятельность. Поэтому поддержка дальневосточных маршрутов, поддержка региональных, межрегиональных маршрутов в подавляющем большинстве своем обеспечивает вообще их существование. Если бы этой поддержки не было, то этих маршрутов, скорее всего, бы и не было. Тут надо как-то определиться: если правительство хочет, чтобы были транспортные связи, их надо полностью финансировать, если это ему не нужно, тогда нужно прекращать эти связи. Если кто-то считает, что из Уфы в Норильск надо кому-то летать, тогда пусть этот кто-то, кто так считает, это и оплачивает.

— Именно сокращение субсидий может отразиться по итогу на ценах на билеты?

— Рост цен на билеты неизбежно произойдет, особенно если не будет большого субсидирования, как в прошлом году. Это субсидирование было предназначено для того, чтобы сохранить воздушное сообщение, потому что стало ясно, что без международного воздушного сообщения авиакомпании реально все закроются.

— В этом году, вероятно, не будет этих субсидий в 100 млрд рублей. Чем это может грозить?

— Тогда они все закроются, все обанкротятся, и все.

— Под всеми вы кого имеете в виду?

— Крупнейшие авиалинии.

— Но это же невозможно.

— Почему это невозможно? «Трансаэро» обанкротилась, «Вим-авиа» обанкротилась, «Р-Юнион» — там было девять авиакомпаний, половина государственных. Очень даже возможно, почему нет. А в Италии обанкротился национальный итальянский перевозчик.

Изначально не было ясной стратегии, какие рейсы нужны, а какие нет, говорит генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

Александр Ланецкий генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Мне кажется, что самая главная проблема — это потому, что изначально не было ясной стратегии, какие рейсы нужны, а какие не нужны. Потому что очень было похоже, что все субсидирование шло по такой логике: надо было иметь самолеты, определенный административный подход и лоббировать этот подход. Не было понятно, ради чего мы развиваем эти рейсы. Там есть бизнес-составляющая, я не имею в виду зарабатывать на этих рейсах, а я имею в виду для развития бизнеса в регионе. Или мы субсидируем эти полеты, как часто в Европе субсидируют, для развития отсталых регионов, для развития туризма в определенных регионах. Мне кажется, эту работу не провели или провели минимально. Поэтому многие рейсы очень нелогичны. Допустим, из Литвы в Германию появилось пять направлений полетов. Почему? Потому что Германия разместила в Литве военную часть и женам надо летать к мужьям. А если логики нет, то идет освоение бюджета. Когда в бюджете закончились деньги, это освоение прекращается. Задача же субсидий не в том, чтобы освоить бюджет, а в том, чтобы развить это направление, чтобы после того, когда субсидий не станет, направление все равно работало. Социальная составляющая есть в Якутии, где во многие райцентры ты можешь добраться или на собаках, или на самолете, там расстояния тысячи километров. Да, там сокращение таких полетов — это резать социальную составляющую. Полет между Нижним Новгородом и Петрозаводском, я не вижу тут социальной составляющей. Может, там люди на реабилитацию летают в санаторий».

В начале апреля, как писала газета «Известия», авиакомпании вновь попросили у Минтранса около 100 млрд рублей субсидий с апреля по октябрь этого года на возмещение расходов при полетах внутри страны. Речь идет о так называемых антисанкционных субсидиях, выделяемых на перевозки внутри России в условиях внешнего санкционного воздействия. В 2022 году авиаперевозчики получили эту сумму. По данным источника издания в кабмине, пока правительство не приняло решения о выделении дополнительных средств на эту меру поддержки. В Минфине на запрос издания ответили, что «указанный вопрос прорабатывается на площадке правительства Российской Федерации».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию