16+
Воскресенье, 12 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7630
  • RTS1178.02
28 октября 2023, 14:55 ФинансыРынки

«Коммерсантъ»: склады стран СНГ переполнены из-за российского параллельного импорта

Лента новостей

Это позволило собственникам объектов поднять ставки аренды на 25-30%. Но запускать новые площади инвесторы не спешат из-за сомнений в сохранении текущих маршрутов

Фото: Adrian Sulyok/Unsplash

Обновлено в 20:35

Изменение логистических маршрутов и рост параллельного импорта в Россию привели к дефициту складов в странах бывшего СССР, а цены на аренду поднялись на 25-30%, пишет «Коммерсантъ».

По данным компании NF Group, в Грузии, Армении, Киргизии и Таджикистане свободных складов сейчас нет. Наиболее крупные складские рынки в Белоруссии и Казахстане заполнены более чем на 99%. Чуть больше свободных площадей в Узбекистане и Азербайджане — около 5% от общего рынка.

Сообщается, что с 2022 года компании из России заняли на постсоветских рынках почти 250 тысяч квадратных метров складских площадей. В ближайшие годы спрос, скорее всего, догонит предложение, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Существенный дефицит возник в тех странах, которые являются и стали логистическими хабами, в том числе и для параллельного импорта. В частности, это Киргизия, Казахстан, Узбекистан, плюс значимые, конечно, объемы параллельного импорта идут через Турцию, через Китай, через Объединенные Арабские Эмираты. Ситуация в этом плане в Казахстане, в Узбекистане, в Киргизии, конечно, характеризуется достаточно серьезным дефицитом логистических объектов, потому что объемы выросли, в каких-то случаях это рост даже не в разы, а на порядки, потому что российские объемы переориентировались на эти страны. Поэтому мы видим там серьезный дефицит. Если говорить о крупных игроках, в частности Ozon, Wildberries и так далее, они, конечно, строят объекты под себя, и это крупнейшие логистические объекты в этих странах. А что касается более мелких игроков, то они, конечно, сформировали достаточно серьезный спрос, способствовали росту арендных ставок, снижению вакантности логистических объектов. И сейчас мы видим большой потенциал для строительства складской логистической инфраструктуры. Когда мы говорим о ценах на помещения, здесь, во-первых, их стоимость зачастую связана со стоимостью строительства, стоимость строительства, конечно, подросла и с точки зрения стройматериалов, и с точки зрения человеческих ресурсов. То есть если брать какую-то строительную себестоимость по логистическим объектам, то за этот год она выросла менее чем на 20%. С учетом растущего спроса сами по себе объекты подорожали примерно на 25-30%».

Для решения проблемы дефицита складских площадей требуется помощь государства, считает доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Леонид Шляпников:

— Я согласен с тем, что дефицит есть. Здесь нужна и господдержка, и субсидии на все это, потому что капитальные затраты компании по строительству окупаются от семи до 14 лет). Бизнесу, конечно, тяжело самому это делать без субсидий. Погранпереходы Север — Юг и Дальний Восток, то, что в Новороссийске, более активно. А направление Север — Юг (это Каспий — Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Иран) требует инвестиций. Вообще этим должны Минэк и Минпромторг заниматься.

— А сможет ли предложение удовлетворить спрос?

— Моментально нет, этот дефицит сохранится. В будущем — да, если сейчас этими программами активно заняться во всех направлениях, подключить госорганы, вовлечь бизнес, если Минфин выделит финансирование, какая-то федеральная программа будет. [Нужны программы развития] именно трансграничных складов, именно в этой области дефицит, то есть нужны комплексные склады с инфраструктурой: транспорт, таможня, дополнительные сервисы — все это вместе на основных международных транспортных коридорах.

Некоторые эксперты считают, что компании не будут спешить строить склады в некоторых странах постсоветского пространства на фоне неоднозначных политических заявлений их властей, к примеру, речь может идти о Казахстане. Турция, через которую сейчас также идут большие потоки товаров в Россию, считается более надежным направлением.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию